Часть вторая. Сон и «золотое слово» Святослава. Значение обращения автора к русским князьям МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Автор презентации: Привезенцева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы
Часть вторая. Сон и «золотое слово» Святослава. Значение обращения автора к русским князьям.
«Золотое слово» Святослава.
В чем вещий смысл пророческого сна князя Святослава в Киеве? Какими чувствами пронизано «золотое слово» Святослава? За что он упрекает своих сыновей? С каким призывом обращается к русским князьям?
Автор показывает первопричину горького положения Руси: раздоры отвлекли князей от обороны границ, и в образовавшиеся бреши стали проникать половцы. Поход Игоря Святославовича 1185 года – показательный результат раздробленности Русской земли; четыре князя попадают в плен, половцы безнаказанно грабят и сжигают русские города, а князья думают о своих интересах и отказываются выступать против кочевников.
Поход Игоря на половцев – это не просто незначительный неудачный поход новгород-северского князя против поганых, но та капля, которая переполняет чашу терпения. Раздробленность Русской земли - не просто факт, но факт, угрожающий самому ее существованию. Пройдет всего тридцать восемь лет, и горестный, не услышанный князьями призыв автора «Слова…» к единению отзовется в страшном разгроме на Калке.
Таким пророчеством звучат строки «Слова…»: «О, печалиться Русской земле, вспоминая первые времена и первых князей! Того старого Владимира нельзя было пригвоздить к горам киевским; а ныне одни стяги Рюриковы, а другие Давыдовы, и порознь их хоругви развеваются. Копья поют…»
Жанровые особенности второй части Первая часть создана в традициях воинской повести. Вторая часть – образец торжественного красноречия (жанр «слова»). Это страстная речь оратора, обращающегося к русским князьям. Автор соблюдает старшинство в обращении, упоминает о заслугах и доблестях князей, ищет причины современного положения, заглядывая в прошлое, и, говоря современным языком выдвигает долгосрочные прогнозы. Мы видим автора – человека, блестяще знающего историю Русской земли, глубокого политика и истинного патриота Русской земли.
Домашнее задание Прочитать третью часть и «славу». Третью часть разделить на три пункта. Пункты озаглавить. Индивидуальное задание. Найти в «Слове…» сравнение битвы с полем, с жатвой. Найти в былинах и повести «Тарас Бульба» сравнение битвы с жатвой, с полем пшеницы.
Использованная литература О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс». Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М. «Экзамен» О.Г.Черных. Практикум по литературе. 9 класс. М. «ВАКО»