Внешнее строение рыб в связи с образом жизни Моу Мирненская СОШ Уйского района Челябинской области Выполнила : Небылицына Т.И Учитель биологии - химии
«Верите ли вы ?» Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде". Говоря об уверенном в себе человеке, мы говорим: чувствует себя " как рыба в воде". имеют обтекаемую форму тела. имеют обтекаемую форму тела. рыба может поворачивать голову вправо и влево. рыба может поворачивать голову вправо и влево. тело рыбы покрыто чешуей и слизью. тело рыбы покрыто чешуей и слизью. окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема. окраска тела рыбы зависит от освещенности водоема. рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких. рыбы дышат кислородом воздуха с помощью легких. грудные и брюшные плавники рыб парные. грудные и брюшные плавники рыб парные. форма тела рыбы зависит от способа питания. форма тела рыбы зависит от способа питания. Рыба – символ молчания. Рыба – символ молчания. Рыбы слышат шаги рыболова. Рыбы слышат шаги рыболова.
Таблица Знаю Хочу узнать Узнал
Выявить особенности строения Рыбы (самого распространенного среди позвоночных) в связи с обитанием в водной среде. Выявить особенности строения Рыбы (самого распространенного среди позвоночных) в связи с обитанием в водной среде. Познакомиться с особенностями строения органов чувств Познакомиться с особенностями строения органов чувств
Лабораторная работа Внешнее строение рыбы Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке, определите форму её тела и объясните, каково её значение в жизни рыбы. Рассмотрите внешний вид рыбы, плавающей в банке, определите форму её тела и объясните, каково её значение в жизни рыбы. Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной сторонах. Какое значение имеет окраска в жизни рыбы. Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной сторонах. Какое значение имеет окраска в жизни рыбы. Рассмотрите, как на теле располагаются чешуи. Все ли они одинаковы? Если нет, то чем различаются? Подумайте, какое значение в жизни рыб имеет наблюдаемое вами расположение чешуи. Рассмотрите чешую рыбы. Опишите её. Рассмотрите, как на теле располагаются чешуи. Все ли они одинаковы? Если нет, то чем различаются? Подумайте, какое значение в жизни рыб имеет наблюдаемое вами расположение чешуи. Рассмотрите чешую рыбы. Опишите её. Найдите голову, туловище и хвост рыбы (пользуясь рисунком учебника на странице 99). Посмотрите, может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону. Какой вывод можно сделать из наблюдения? Найдите голову, туловище и хвост рыбы (пользуясь рисунком учебника на странице 99). Посмотрите, может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону. Какой вывод можно сделать из наблюдения? Рассмотрите плавники рыбы. (пользуясь рис. 83 учебника). Найдите парные: грудные и брюшные плавники и непарные плавники: спинной, анальный и хвостовой. Рассмотрите плавники рыбы. (пользуясь рис. 83 учебника). Найдите парные: грудные и брюшные плавники и непарные плавники: спинной, анальный и хвостовой. Понаблюдайте, как плавает рыба, какую роль играют при этом парные и непарные плавники? Понаблюдайте, как плавает рыба, какую роль играют при этом парные и непарные плавники? На боках тела рыб расположена боковая линия – важный орган чувств, помогающий рыбе ориентироваться в воде. Найдите её на теле рыбы. На боках тела рыб расположена боковая линия – важный орган чувств, помогающий рыбе ориентироваться в воде. Найдите её на теле рыбы. На голове рыбы найдите 2 отверстия – ноздри. Рассмотрите глаза, расположенные по бокам головы. Сзади головы найдите жаберные крышки, которые прикрывают органы дыхания – жабры. Понаблюдайте за движением На голове рыбы найдите 2 отверстия – ноздри. Рассмотрите глаза, расположенные по бокам головы. Сзади головы найдите жаберные крышки, которые прикрывают органы дыхания – жабры. Понаблюдайте за движением
Вставьте пропущенные слова Рыбы – это ………… животные, обитающие в воде. Имеются парные плавники, …………. и ……………… Поступательное движение вперед осуществляется …. ……………плавником, он также служит рулем при изменении направления. Тело рыб покрыто ……………. Спинная сторона тела рыбы обычно окрашена в более ………………. цвет, брюшная – более светлая. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают……...
Задача. Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое и сильно сжатое с боков; у скатов - сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб – игл – иглообразное. В связи, с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?
Задача. В небольшой аквариум с рыбами вылили стакан воды из аквариума, где жила щука. Поведение рыб резко изменилось, они вели себя беспокойно. Как это объяснить? Задача. В небольшой аквариум с рыбами вылили стакан воды из аквариума, где жила щука. Поведение рыб резко изменилось, они вели себя беспокойно. Как это объяснить?
Известно, что рыбы могут изменять окраску и рисунок кожи в зависимости от цвета грунта, на котором они находятся. Какое значение имеет эта особенность в жизни рыб? Известно, что рыбы могут изменять окраску и рисунок кожи в зависимости от цвета грунта, на котором они находятся. Какое значение имеет эта особенность в жизни рыб?
Задача У карпа туловище высокое, хвост относительно короткий, спинной плавник широкий и занимает почти всю спинную часть тела; у щуки туловище удлиненное, спинной и анальный плавники сдвинуты к хвостовому. Какая из этих рыб быстрее плавает? Почему так считаете?
Рефлексия. Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо? Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо? Что оказалось новым? Что оказалось новым? Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего? Почему? Почему?
Творческое Творческое Повторить §21 Повторить §21
Литература: СД диск «Открытая биология 2.6» picture-world.narod.ru a/ html html cat=4&unapprove html