Сказкотерапия в работе с дошкольниками Педагог-психолог Молоднякова А.В. Г.Нижний Тагил
Сказкотерапия «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром» Т.Зинкевич-Евстигнеева
В сказке содержится информация о том: Как устроен этот мир, кто его создал; Что происходит с человеком в разные периоды его жизни; Какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; Какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; Какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; Как приобретать и ценить дружбу и любовь; Какими ценностями руководствоваться в жизни; Как строить отношения с родителями и детьми; Как бороться и прощать.
Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: О жизненно важных явлениях; О жизненных ценностях; О внутреннем мире автора.
Преимущество сказок для развития личности ребенка заключается в следующем: отсутствие в сказках дидактики, нравоучений; отсутствие четких персонификаций (собирательный образ гл.героя); образность и метафоричность языка; психологическая защищенность (хороший конец); наличие тайны и волшебства; психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности. (И.В. Вачков).
Общие закономерности работы со сказочным материалом: 1. Принцип осознанности. Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого - показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. 2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. 3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.
Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости); ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно- следственные связи.
Приемы работы со сказкой: 1)Использование сказки как метафоры; 2)Рисование по мотивам сказки; 3)«Почему герой так поступил?» - активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо» «плохо»; 4)Проигрывание эпизодов сказки. Участие в этих эпизодах дает возможность ребенку прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции; 5)Использование сказки как притчи, подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации; 6)Переделка или творческая работа по мотивам сказки; 7)Работа с ролевым поведением через народные игры; 8) эмоциональный анализ сказки: какие чувства испытывал тот или иной герой, ребенок соотносит свое эмоциональное состояние, переживаемое в реальной ситуации, с состоянием сказочного героя и т.п.
Структура сказкотерапевтического занятия: Ритуал «входа» в сказку Повторение Расширение Закрепление Интеграция Резюмирование Ритуал «выхода» из сказки
Творческие работы по сказке: «Сказка - ложь, да в ней намек – Добрым молодцам урок, Красным девицам урок! Вот и сказке конец, А кто слушал – молодец, А кто слушал молодец!..»