Куклев Евгений Иванович МОУ «Оброченская средняя общеобразовательная школа» Презентация к уроку информатики в 9 классе по теме «Программирование: встроенные функции» (Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 8-9 классов (базовый уровень) под ред. Семакина И.Г)
Вопросы для повторения Чем характеризуется переменная? Какие типы данных мы знаем? Как описываются переменные? Какова структура программы? С чего начинается основная программа? Чем заканчивается программа?
В программе описана переменная Var i : integer;. Может ли она в ходе выполнения программы принимать следующее значение? –
Какие описания именованных констант верны? const с = 3.3 const gravity := 9.8 const с const 9.8
Какие имена переменных являются допустимыми? 7h Hhh1 Hhh {n} H N*N
Переведите запись числа с плавающей точкой в запись с фиксированной точкой 1) -5.33Е3 2) Е+4 3) 7249Е-2 1) ) ) 72.49
Каков будет результат деления? 7 div 2= (-7) div 2= (-7) div (-2)= 3 div 5= 7 mod 2= -14 mod 3= (-10) mod 5=
Какие операторы записаны правильно? M := 1 – 2×{B+N}; 8 := P; K + 100; T := ((11-y));
После выполнения каких фрагментов программ переменные А, В и С примут значения 62,2; -11; 0,428, соответственно? Write (А = 62.2, В = –11, С = 0.428); Read (А, В, С); А := 62.2 ; В := –11 ; С := 0.428;.
В результате вызова какой (или каких) из процедур вывода будет напечатано на экране значение переменной х? Write (х); WriteLn (x); WriteLn (х); Write (х);
Какие процедуры ввода записаны без ошибок? Read (T) Read T Read (R J L) Read (S, 67)
Что делает программа: Program T2; Var a: integer; Begin a:=l; Write (a); End. Формирует на экране: 1
Какие выражения записаны без ошибок? 5&temes; (–c)+5*–c; X* –12+36*a; 6*>x – 12; 6x – 12.
Порядок выполнения операций Высший приоритет: операция унарный минус -, Средний приоритет: группа операций умножения * / Div MOD, Низкий приоритет: группа операций сложения + - Все операции выполняются в порядке убывания приоритета. Порядок выполнения операций изменяют при помощи скобок.
Операции для работы с целыми переменными: + сложение - вычитание * умножение div частное целочисленного деления mod остаток от деления
Функции, дающие целый результат Функция Тип аргумента Назначение Abs(X)х - целое Модуль (абсолютная величина) х Sqr(x)х - целое Возведение х в квадрат Trunc (х)х - вещественное Выделение целой части х Round (x)х - вещественное Округление х до целого числа Succ (x)х - целое Следующее за х число Pred (x)х - целое Предыдущее перед х число Random (x)х - целое Случайное число от 0 до х-1. Если функция не содержит аргумента, то генерируется случайное число от 0 до 1
Операции для работы с вещественными переменными: + сложение - вычитание * умножение / деление
Функции, дающие вещественный результат Математическая запись Запись на языке Паскаль Назначение sin х sin (x) Синус числа х, х в радианах cos хcos (х)Косинус числа х, х в радианах arctg xarctan (x)Арктангенс числа х, х в радианах X2X2 sqr (x)Квадрат х ln xln(x)Натуральный логарифм числа х exex exp (x) Экспонента числа х xsqrt (x)Квадратный корень числа х Pi Возвращает значение числа Int xInt (x)Выделяет целую часть х, результат имеет вещественный тип frac (x)Выделяет дробную часть числа х random Генерирует случайное число от 0 до 1
Примеры использования некоторых функций Вычисление дробной части: frac ( ) = frac ( ) = Вычисление целой части: Int ( ) = 352 Trunc ( ) = -352 Вычисление округленной целой части: Round ( ) = 353 Round ( ) = -326 Round ( ) = -325
Какие функции записаны правильно? ABS х Random Sqr SQR(–5) Pred (3.2)
Каково будет значение функции? 1) Trunc(-7.9) = 2) SQR(3) = 3) SIN(O) = 4) ABS(-18) = 5) Round (-5.23) = 6) Round (-1.8) =
Решение задач Найти значение выражения:, при х=2,5 и у=3,8.
Программа Program dz_1; Var z,x,y: real; Begin Read(x,y); Z:= (1+sin((sqrt(x+1)))/cos(12*y-4); Writeln(z=,z:5:2); end.
Домашнее задание Составить программы для нахождения значений следующих выражений: 1) 2) 3) 4) §§32-35
Используемая литература Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие/И. Г.Семакин, Т.Ю. Шеина. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, ЦОР. 1С: Школа. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ, классы.