Муниципальное Бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида 39 г. Арзамас Нижегородской области Игра как основной метод развития личности дошкольника Выполнила: Воспитатель коррекционной группы Кривоногова Татьяна Ивановна 2012 год.
Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Для развития игровой деятельности необходимы определенные условия. Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Для развития игровой деятельности необходимы определенные условия.
Место Время Руководство Условия для развития игровой деятельности Единство требований детского сада и семьи Предметно - развивающая игровая среда
МЕСТОВРЕМЯ Специально отведенное в режиме дня. Во всех видах деятельности в течение дня. Во всех формах организации деятельности детей в течение дня. Групповое помещение. Музыкальный зал. Участок. Физкультурн ый зал. Кабинеты специалисто в.
Руководство игровой деятельностью : планирование игровой деятельности ; развивающие игры ; активизирующее общение со взрослым ; чтение художественной литературы ; обогащение игрового опыта, впечатлений ; изменение игровой среды.
Принципы организации игровой деятельности в семье : Совместные игры с детьми. Игрушки - заместители. Разные виды игр и игрушек. Необходимость каждой игры и игрушки. Обогащение впечатлений детей. Результат: если ребенок увлеченно и подолгу играет, родители могут быть спокойны- малыш развивается правильно!
Приемы руководства играми: Приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей. Приемы, используемые для оказания помощи детям в осуществлении игровых замыслов. Приемы, направленные на воспитание целеустремленности и активности в играх. Приемы, используемые для формирования положительных эмоций у детей в играх. Приемы, используемые для руководства поведением детей в играх.
Развитие игровой деятельности : введение в игру предметов-заместителей; разнообразие игровых замыслов; обучение в дидактических играх и трудовых поручениях развернутым игровым действиям; обогащение предметно-развивающей среды (предметный материал); участие в детских играх с целью показа игровых действий; показ и обучение в театрализованных играх эмоционально- выразительным движениям, жестам, мимике; побуждение к ролевому диалогу; побуждение к коллективным играм, к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться.
Помощь детям Показ способов игровых действий ( театральные постановки, сюжетно - ролевая игра ). Проведение экскурсий, наблюдение за трудом взрослых. Игры воспитателя с детьми ( образец ). Рассматривание иллюстрированного материала. Изготовление игровых пособий. Чтение художественной литературы, рассказы взрослых.
Воспитание целеустремленности и активности в игре : показ воспитателем разнообразных действий с игрушками в соответствии с той или иной ролью; введение главных и второстепенных ролей; наблюдение за играми активных, инициативных детей; обучение планированию игры; беседы; театрализованные постановки; изготовление и обыгрывание атрибутов к сюжетно-ролевой игре; режиссерские игры; анализ и поощрение.
Положительные эмоции : показ воспитателем новых способов игровых действий с одним и тем же предметом, создание многообразных игровых ситуаций; работа с сюжетом (выбор тем, театрализация, обыгрывание, реплики); чтение художественной литературы, введение в игру образных игрушек; ролевое участие, рассказывание и обыгрывание сказок; подбор игр с разными сторонами эмоционального опыта, с обязательными эмоциональными контактами между участниками.
Руководство поведением детей : совместное обсуждение воспитателя с детьми игр; использование предметов-заменителей; изучение игровых интересов; обучение детей приемам реализации игрового замысла; наблюдение за играми других детей; обязательное конкретное обсуждение конфликтных ситуаций в игре.
Игра, сама по себе, универсальный стимулятор. Главное в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.
Литература : 1.Т.В.Пятница «Социализация дошкольника через игру», «Белый ветер»,2004 г. 2.О.Ю.Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх», «детство-Пресс», 2007 г. 3.В.А.Деркунская «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» «Педагогическое общество», 2006 г. 4.О.М.Дьяченко «Развитие воображения дошкольника», «Москва», 1996 г. 5.Н.В.Краснощёкова «Сюжетно-ролевые игры для дошкольников», «Феникс», 2011 г.