Учитель математики ГОУ СОШ 1968 г.Москвы Никифорова Марина Николаевна
Основные задачи домашней работы: усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимся опыта самостоятельной работы.
Цели заданий для домашней работы: задания, рассчитанные на выполнение тренировочных упражнений для ускоренной выработки практических умений и навыков; задания, рассчитанные на определение и преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным, уже пройденным темам; задания повышенной трудности для развития творческих способностей.
Проблемы организации домашней работы связаны с преодолением присущих ей недостатков: перегрузок; однообразия видов деятельности; невыполнения домашних заданий; большого количества книг серии «Готовые домашние задания».
Нормы учебной нагрузки на дом: V – VI классы – до 1,5 ч. VII – IX классы – до 2 ч. X – XI классы – до 2 – 2,5 ч. Общее время на работу в классе и дома – не более 8 ч. Затраты времени на выполнение домашних заданий по математике не должны превышать 40 – 60 % учебного времени.
Виды домашних заданий -устные и письменные; -связанные с пропедевтикой, усвоением, обобщением и систематизацией знаний и умений; -репродуктивные, конструктивные и творческие; -обязательные и по желанию; -общие, дифференцированные и индивидуальные; -регламентированные и без установленного срока выполнения; -комбинированные.
Виды индивидуальных и творческих домашних заданий: -подготовка рефератов, докладов; - изготовление моделей геометрических фигур, чертежей, рисунков; -сочинение кроссвордов, викторин на определенную тему; -устные журналы по математике; -компьютерные проекты на математические темы, которые очень эффективно используются сейчас в нашей школе; -сочинение стихов о математике; -сочинение задач со сказочными сюжетами; -подготовка сборников задач на определенную тему.
Домашние контрольные работы: 1 этап - учитель выделяет методы решения и составления задач; перечень теоретических сведений. 2 этап - знакомство учащихся с этой информацией и составление ими заданий по указанным направлениям. 3 этап - непосредственное выполнение домашней контрольной работы по данной теме.
Формы проверки домашних заданий: Фронтальная проверка домашних заданий. Обучающая самостоятельная работа. Ответы у доски. «Уплотненный опрос». Внеурочная проверка учителем тетрадей с домашними заданиями. Взаимный контроль. Самопроверка. Образцы выполнения домашних заданий с пропусками. Косвенный контроль.
Правила выполнения домашних заданий: Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Выполнение письменных заданий нужно начинать с повторения теоретического материала, т. е. с работы над учебником. Приступая к выполнению практических заданий, следует просмотреть упражнения, которые выполнялись в классе, и вспомнить, как они выполнялись и почему именно так. Выполнять домашнее задание лучше всего несколькими циклами. Очень важно, чтобы для выполнения домашних заданий у ребенка было свое постоянное место и отводилось для этого одно и то же время дня.
Сборник задач по математике. Авторы задач: ученики 6-а класса.
Задача 1: Папа подоил корову и надоил 5 литров молока. Затем он дал теленку 30% этого молока. Сколько молока выпил теленок?
5 литров молока 30% - ?литров
Решение: 1)5:100=0,05(л)- 1% 2)0,05·30=1,5(л) Ответ: теленок выпил 1,5 литра молока.
Задача 2. За несколько дней завод выпустил 480 автомобилей. Сколько дней понадобилось заводу, если каждый день выпускали 5% всех автомобилей? За несколько дней завод выпустил 480 автомобилей. Сколько дней понадобилось заводу, если каждый день выпускали 5% всех автомобилей?
Выпустили-480 авт. За 1 день-5% этого количества Количество дней-?
Решение: 1)480:100=4,8(авт.)-1% 2)4,8·5=24(авт.)-выпускал завод ежедневно 3)480:24=20(дн.) Ответ: для выпуска автомобилей заводу понадобилось 20 дней.
Задача. Сельскохозяйственное поле составляет км². Оно засеяно рожью, пшеницей и гречихой в равных частях по площади. Какова площадь одной зерновой культуры?
Рожь Пшеница Гречиха км²
Решение: : 3 =(км²) Ответ: площадь одной зерновой культуры км².
Почтальон Печкин задал коту Матроскину такую задачу, с которой тот не справился:
4 столяра – 6 дней 6 столяра - х дней Х= Ответ:6 столяров закончат работу за 4 дня
За 4 дня рабочие убрали 18,7% всех тыкв. Сколько дней потребуется рабочим, чтобы убрать 56,1% тыкв, если рабочие будут работать с той же производительностью?
4 дня - 18,7% х дней - 56,1% 18,7 х = 4·56,1 18,7 х = 224,4 х = 224,4 : 18,7 х = 2244 : 187 х = 12 Ответ: рабочим потребуется 12 дней
Задача: Первый велосипедист проехал спортивную дистанцию со скоростью 28 км/ч за 18 минут. За сколько минут эту же дистанцию проедет второй велосипедист, если его скорость была 24 км/ч ?
Решение: 28 км/ч – 18 мин 24 км/ч – Х мин = Ответ: у второго велосипеда это займет 21 минуту
РА ННиЕ е Че БНиК ПФ А,
Литература: 1. Манвелов С.Г. «Конструирование современного урока математики», М.:Просвещение, ter2-10.php