Проект Метод обучения Содержание обучения (проектирование) Особая философия образования Форма организации учебного процесса
Это процесс разработки проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме Это процесс разработки проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме Возможный элемент содержания образования (обучать проектированию – обучать с использованием метода проектов) Возможный элемент содержания образования (обучать проектированию – обучать с использованием метода проектов) Проектная деятельность Это форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного процесса
Структура учебного проекта
постановка проблемы; постановка проблемы; выдвижение гипотез (путей решения проблемы); выдвижение гипотез (путей решения проблемы); планирование деятельности по реализации проекта; планирование деятельности по реализации проекта; сбор информации; сбор информации; структурирование информации; структурирование информации; изготовление продукта; изготовление продукта; оформление; оформление; выбор формы презентации; выбор формы презентации; подготовка к презентации подготовка к презентации презентация; презентация; самооценка и самоанализ. самооценка и самоанализ.
Практико-ориентированный Исследовательский Информационный Проект Творческий Ролевой Реферативный
мини-проект (1 урок) (1 урок) краткосрочный краткосрочный (4-6 уроков) (4-6 уроков) недельный недельный (30-40 часов) (30-40 часов)годичный (во внеурочное время)
монопроекты монопроекты (в рамках 1 предмета) (в рамках 1 предмета) межпредметные межпредметные (внеурочные, в рамках (внеурочные, в рамках нескольких предметов) нескольких предметов)
внутриклассный; внутриклассный; внутришкольный; внутришкольный; региональный (муниципальный, окружной); региональный (муниципальный, окружной); межрегиональный; межрегиональный; международный международный
1. Название проекта. 2. Руководитель проекта. 3. Консультант(ы) проекта. 4. Предмет. 5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. 6. Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект. 7. Состав проектной группы (). 8. Тип проекта. 9. Заказчик проекта. 10. Цель проекта. 11. Задачи проекта. 12. Вопросы проекта. 13. Необходимое оборудование. 14. аннотация. 15. Предполагаемый(е) продукт(ы) проекта. 16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность, место работы обучающихся, содержание работы, выход этапа). 17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Энтузиаст Специалист Консультант УчительРуководитель Эксперт Координатор Роль учителя в ходе подготовки и реализации проекта
Находить информацию по каталогам Проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете Формулирование ключевых слов Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности
Выдвижение идеи (мозговой штурм) Проблематизация Целеполагание и формулирование задач Выдвижение гипотезы Постановка вопроса (поиск гипотезы) Формулировка гипотезы (предположение) Обоснованный выбор способа или метода пути в деятельности Планирование своей деятельности Самоанализ и рефлексия
Структурирование информации Выделение главного Приём и передача информации Представление информации в различных формах Упорядочненное хранение и поиск
Слушать и понимать других Выражать себя и находить компромисс Взаимодействовать внутри группы
Построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе Выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности Изготовление предметов наглядности Подготовка письменного отчета о проделанной работе
Проектный метод обучения формирует у учащихся навыки осознанного и активного приобретения применения знаний; позволяет развивать аналитические способности, критическое мышление; стимулирует творческую активность; способствует успешной социализации личности; позволяет сгладить проявления «трудного» возраста и выстроить отношения сотрудничества и равноправия
Сон Обломова как средство характеристики главного героя Роман «Обломов».
Сон – стирание грани между реальными и фантастическими событиями и образами. Без фантастических элементов С элементами фантастики Формы введения сюжетных элементов (например,экспозиция) Сон Обломова у И.А. Гончарова Форма выражения взглядов автора (внесюжетный элемент). Сон о моровой язве в «Преступлении и наказании» Отражение бессознательного в психике героя. 1 и 2 сны Раскольникова Роль сна в русской литературе 19 века
Физиологическое состояние покоя и отдыха то, что снится, грезится спящему СОН – это
Обломов – облый- круглый, рыхлый, неясный; облако, область Обломов – герой – облом, обломившийся человек; облом – мужиковатый, неотёсанный человек, простак, попадающий в нелепую ситуацию Обломов – ломать; ломоть как часть целого Обломовка –имение Обломова Этимология слова
Комната Обломовка Комната Обломовка Обломова 3 царство Обломова 3 царство преграды: света преграды: светаморе горы горы багровое зарево багровое зарево
1 гр. Пейзаж Обломовки (идиллия) 2 гр. Жизнь в Обломовке (Гармоничность и размеренность жизни «благословенного богом» уголка) 3 гр. Время (цикличность, неизменность) 4 гр. Пространство Обломовки (ограниченность пространства; неизменность жизни обломовцев)
Тема Идиллический пейзаж Обломовки Ключевые слова иобразы Благословенный уголок земли, чудный край, мирный уголок, забытый всеми уголок, ряд живописных этюдов, весёлых, улыбающихся пейзажей, скромная, незатейливая местность… Небо - Небо - жмётся к земле, с любовью; как родительская надёжная кровля... Солнце - ярко и жарко светит, не спешит уходить... Горы - ряд отлогих холмов, приятно кататься… Река –светлая, весело, шаля, играя, пруд, будто задумавшись, резвые ручьи, отлогие берега, блестит и сверкает на солнце… Луна – месяц, как медный вычищенный таз, смотрит добродушно как круглолицая деревенская красавица… Влияниенагероя Ему легко, весело, с радостным изумлением, хочется посмотреть на речку, наблюдает, задумывается, всё смотрит вокруг… Ни одна мелочь…не ускользает от пытливого внимания ребёнка…напитывается ум примерами и чертит программу своей жизни…
«+» обломовской жизни « – » обломовской жизни Картина мира 1. Единение людей с природой 2. Любовь родителей к Илюше 1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, страх перед неизвестностью и всем новым Философия жизни 1.Размеренная, спокойная жизнь и смерть, которая приходит незаметно (Жизнь = Смерть) 1. Нет места злу Жизнь – еда и сон – пустота – бездействие Труд = наказание (неумение трудиться, надежда на «авось»)
Зима (холод, мороз, крещение) Осень Обломовка Весна Лето (свежий воздух, ясные дни, безоблачное небо) Родины – Свадьба – Похороны
Пространство Темный мир мрак неизведанные страны Обломовка (жители) ? в 80 верстах губерния – Саратов, Нижний Москва, Питер – французы немцы Рыба
Обломовка Благословен ная Земля (рай) страшные звери мелкий кустарник лешиелешие березнякберезняк море горы
День Сон Вечный сон Жизнь Обломова – это замкнутый круг, бессмысленность, ничтожность существования.
Часть 1. Прочитайте приведённые ниже фрагменты текста и выполните задания В1-В7. «Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов - нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого... Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце. Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется. Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща - все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано. Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». В1. Назовите географическое название места, куда во сне переносится главный герой? В2. Как в литературоведении называется разновидность описания, с помощью которого автор в данном фрагменте создаёт картину окружающего мира. В3. Запишите термин, которым в литературоведении называют образные определения, выбранные автором для описания «благословенного уголка»: «чудный край», «дремучих лесов», «ясный, тёплый день», «светлой речки» и т.п. В4. Как в литературоведении называют художественный приём, неоднократно используемый И.А.Гончаровым в данном фрагменте: «небо…,как родительская кровля», «горы…как будто модели..», «река…стремится быстрой нитью», «всё сулит...незаметную, сну подобную смерть». В5. Укажите название художественного приёма, который позволил И.А.Гончарову говорить о реке, о небе, о солнце как о самостоятельных действующих, чувствующих существах: «Небо жмётся к земле…,чтобы обнять его покрепче», «река бежит весело, шаля и играя…или присмиреет, будто задумавшись». В6. Каким термином называют художественный приём противопоставления, который позволяет автору обозначить одну из ведущих тем в романе: «Всё сулит…долговременную жизнь…и незаметную смерть» В7. Каким термином называют специальную фигуру речи, применяемую автором для усиления выражения чувств: «Что за чудный край!» (Ответы: В1- Обломовка, В2- пейзаж, В3-эпитет, В4-сравнение, В5-олицетворение, В6-антитеза, В7-риторическое восклицание)
1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. 2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. 3. Принимать самостоятельные аргументированные решения. 4. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
1. Умение разрешения задач-ситуаций; 2. Умения и навыки мировоззренческой ориентировки; 3. Духовное и интеллектуальное саморазвитие; 4. Личностный рост учеников; 5. Знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой сферах.