Урок русского языка в 9 классе Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Цели урока : закрепление темы ; формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи ; повторить корни с чередованием, постановку знаков препинания в простом предложении ( подготовка к ГИА ); развивать речь уч - ся ; воспитывать любовь к языку.
Повторение правописания корней с чередованием в корне - скак- - скоч - - кас- - кас- - лаг- -лож - в корне - скак- - скоч - - кас- - кас- - лаг- -лож -
В корнях скак - скоч перед «к» пишется «а», перед «ч» пишется «о» :скакать – вскочить ИСКЛЮЧЕНИЯ :скачок, скачи, скачите, скачу
подскочить на месте отскочил от стены заскакать на одной ножке выскочка поскакать на лошади привскочить от неожиданности расскакался перескочить обскакать скачок заскочу на минуту скачите соскочить с коня СКАК- - -СКОЧ оа Вставьте пропущенные буквы
В –лаг- - - лож- -ага, В кас- - -кос- -каса- Подскажут в корне букву а.
ИСКЛЮЧЕНИЕ : полог В –лаг- - - лож- -ага, В кас- - -кос- -каса- Подскажут в корне букву а изл…гать изл…жение сл…жение прил…гательное распол…гающий пол…житься отл…жение слаг…емое прил…жение пол…жение сл…гать пол…г изл…гать изл…жение сл…жение прил…гательное распол…гающий пол…житься отл…жение слаг…емое прил…жение пол…жение сл…гать пол…г Вставьте пропущенные буквы
Подготовка к ГИА В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении. Вот,(1) папа,(2)мы с тобой не можем заснуть,(3) и оба мы несчастливы. Несчастливы?! повторил он удивлённо. И тут отец заморгал своими добрыми глазами,(4) посмотрел на меня,(5)вроде бы ничего не понимая. Что ты,(6) милая! О чём ты,(7) Надежда?.. Все живы,(8) нет войны,(9) все в сборе в моём доме вот я и счастлив! Я всхлипнула,(10) а он обнял меня,(11) как маленькую. Ему всего и нужно,(12) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(13) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(14) одинокую,(15) хо лодную,(16) они,(17) мать и отец,(18) стояли на лестничной площадке,(19) и плакали,(20) и махали,(21) и повторяли мне вслед: Мы любим тебя,(22) мы любим тебя!
В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятые между частями сложносочинённого предложения. Я всхлипнула,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали,(12) и повторяли мне вслед: Мы любим тебя,(13) мы любим тебя! На душе потеплело. Как много и мало нужно человеку для счастья!
В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Шёл уже первый час ночи,(1) когда я вышла на кухню,(2) чтобы успокоиться. А на кухне горел свет,(3) потому что там был отец,(4) который писал очередную статью. Отец часто работал по ночам,(5) и сейчас он подошёл к окну покурить. Облокотившись о подоконник,(6) отец смотрел на дождь,(7)на стекло в потёках,(8) а услышав мои шаги,(9) выпрямился и обернулся. Его лицо показалось мне таким бледным,(10) старым,(11) беспомощным,(12) морщины такими усталыми,(13) что я чуть не подумала о самом страшном. Может,(14) он болен и скоро умрёт?
В8. Замените словосочетание В ДОМЕ РОДИТЕЛЕЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. В9. Выпишите грамматическую основу предложения В такие минуты думаешь о какой-то безысходности...
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания 1)Пусть молодой человек ур…женец микрорайона (не)увид…т вокруг себя старины в бл…городной патине он сяд…т в поезд метро или тро(л,лл)ейбус и отправит..ся в коре(н,нн)ую часть Москвы где на него глян…т история задумчивыми ликами старых зданий.2) Я имею (в) виду настоящую музыку а не ту оглуша..щую вакханалию которая закружила человека в бездумной дикой пляске ввергла его в какое(то) инстинктивное подр…жание во..щему и ревущему зверю которому пр…шла пора напомнить откуда мы взялись и чей образ и подобие утратили.
Домашнее задание : вариант 20 написать сочинение о роли орфографии, повторить спряжение глагола.
Источники: Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. М., Просвещение, 2003 Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Легион. Ростов-на-Дону, 2010 г. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Русский язык 9 класс. Мю «Вако», 2010.