М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Особое место в нашей литературе, посвященной героическим страницам в истории России, занимает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
Лермонтов жил среди участников войны, с детских лет слушал рассказы о ней. Его отец, отставной капитан, в 1812 г. записался в ополчение. Его родственники участвовали в Бородинском сражении. Он мог слышать рассказы о событиях 1812 г. от тархановских крестьян, возвратившихся с войны. Он видел сожженную Москву в 1819 г.
Обратите внимание на значение незнакомых слов. БИВАК КИВЕР ЛАФЕТ РЕДУТ СЕЧА ХВАТ Картечь Уланы Мусью Драгуны
Лафет - станок, на котором укрепляется пушка. Редут- полевое укрепление, обнесённое валом. Улан - солдат или офицер лёгкой конницы. Особенностью обмундирования этого рода войск была «уланка» - головной убор с квадратным верхом. Хват - ловкий, удалой человек.
Бивак - стоянка войск в поле для ночлега или отдыха. Добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью - артиллерийскими снарядами. Драгун - солдат или офицер кавалерии, действующий как в конном, так и в пешем строю. Кивер - высокий головной убор у военных.
Прочитаем стихотворение выразительно. Кто рассказывает о бое на бородинском поле?
В "Бородино" поэт создал яркую картину жестокого боя. Впервые Лермонтов дал рассказ о Бородинском сражении от лица рядового участника, простого солдата-артиллериста.
Как описано отступление русских войск?
Ожидание боя и ночь перед сражением
Описание Бородинского сражения
Поле боя после сражения
Найдите в описании Бородинского сражения слова, которые помогают передать стремительное движение, действие.
Найдите в описании Бородинского сражения слова, которые помогают передать звуки боя, грохот боя
Кто из героев стихотворения произносит слова: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!»
Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино»?
Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля…
Домашнее задание Подготовить выразительное чтение всего стихотворения Наизусть понравившийся отрывок из стихотворения «Бородино»
Захарова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «Ключевская СОШ им. А.П. Бирюкова» Курганской области Шадринского района, 2011 год.
Источники Личные архивы учителя.