«Жила – была капелька. Как-то она сидела на тучке со своими подружками, Но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками…»
Дождик По дорожке полевой От реки спешу домой. А из тучки – невелички Льется дождик проливной. Будто кто-то в высоте носит воду в решете, Дождик, лей веселей, теплых капель не жалей! Чем сильнее, дождик, льешь тем тучнее будет рожь! А. Яшин
Какими свойствами обладает вода в жидком состоянии? Определяем с помощью опытов. Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств. Оборудование: стаканы с чистой водой, с голубой, с зеленой, с молоком; духи, салфетки, колба, снег, лед, свечка, чайная ложка, цветная картинка.
Опыт 1 «Определение прозрачности воды» - У меня на столе два стакана: один с чистой водой, другой с соком. Посмотрите сквозь стакан с соком, видно ли в нем камушки? (Нет) Посмотрите сквозь стакан с чистой водой, видно ли камушки? (Видно) Дети делают вывод, что вода прозрачная.
Опыт 2 Определение вкуса воды - Какая соль на вкус? (соленая) - Сок? (сладкий) - Попробуйте воду. Вода имеет вкус? (у воды нет вкуса)
Опыт 3 «Определение запаха воды» - Какой запах имеют цветы? Духи? (Приятный, цветочный, сладкий.) -Понюхайте воду. Имеет ли вода запах? (Вода запах не имеет)
Опыт 4 «Определение формы воды» -У меня в кувшине вода. Из кувшина я перелью воду в стакан, колбу. Что изменится? Вода принимает ту форму, в которую ее переливают
Вода принимает ту форму, в которую ее переливают
…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться…
ЗИМНИЕ ДЕНЬКИ Музыка по воздуху зимнему плывет… Шумно в парке отдыха, крепок звонкий лед. Бегуны стараются, по катку летят. Мамы улыбаются, глядя на ребят. Снежные хрусталики падают на лед… И большим и маленьким – всем полезен спорт! С. Вигдоров
Вода превращается в лед при температуре 0?С. Какими свойствами обладает вода в твердом состоянии?
Опыт 5 «Определение формы снега и льда» -Посмотрите, имеет ли форму лед? (Имеет) -Какую? (Ту, в каком сосуде или в какой форме замерзает) -А снег имеет форму? Снег рыхлый, сыпучий, ему можно придать форму.
Опыт 6 Определение прозрачности снега и льда - Я положу под кусок льда цветную картинку. Видно картинку? (Картинку видно) Теперь спрячем цветную картинку под снег. Под снегом картинку видно?(Под снегом не видно). - Почему подо льдом видно картинку, а под снегом ее не видно? (лед прозрачный, а снег непрозрачный).
Снег непрозрачный. Лед прозрачный.
Опыт 7 Определение цвета снега и льда - Какого цвета снег? (Белый) - Какого цвета лед? (Бесцветный)
Опыт 8 Воздействие температуры - Посмотрите на снег и лед, которые были на тарелках. Что с ними случилось, пока мы играли? (Снег и лед растаяли) - Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду.
…Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко…
Ах, какое облако, Облако глубокое, Белое, далекое, Прямо надо мной. Ах, какое облако, Облако высокое, Облако далекое Не достать рукой. Проплывет и скроется В поле за околицей, В озере умоется Свежею водой. В. Степанов
Опыт 9 «Превращение воды в газообразное состояние» Вода при высокой температуре (100 С) закипает, со дна поднимаются пузырьки. Когда пар соприкасается с холодным воздухом он становится видимым.
…Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернуться на землю…
Крошечные капельки воды поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелыми, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.
Мы провели опыты и узнали, что вода не имеет цвета, запаха, вкуса. Она она жидкая, но может превратиться в снег, лед, пар.