Роль физического эксперимента в формировании ключевых компетенций учащихся
«Напичканный знаниями, но не умеющий использовать их ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать». Академик А.Л. Минц «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность». Б.Шоу
Компетенция – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Ключевые компетенции: Общение - коммуникативные навыки и способности.
Умение решать проблемы - умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат.
Сотрудничество - умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде.
Самоуправление - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление.
Владение информационными технологиями - умение не только использовать известные технические и программные средства обработки информации, но и способность к самостоятельному освоению новых.
Виды эксперимента: демонстрационные опыты учителя; лабораторные работы; фронтальные опыты учащихся; домашние экспериментальные задания.
Моделирование: Л.р. 4 «Измерение объёма тела» Л. Р. 5 «Определение плотности твёрдого тела» Л.р. 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Лабораторная работа 4 «Измерение объёма тела» Приборы и материалы: мензурка, различные тела (болт, гайка, цилиндрик из набора по теплоте, стеклянный пузырёк с пробкой к нему) Задания 1.Определите объём металлического цилиндра, болта, гайки. 2.Определите внешний объём стеклянного пузырька, а затем объём стекла, из которого он изготовлен.
Лабораторная работа 5 «Определение плотности твёрдого тела» Приборы и материалы: весы, гири, мензурка, металлическое тело, пластилиновый шар с полостью внутри или небольшим металлическим телом (стальной шарик, гайка), сосуд с водой. Задание: 1.Определите плотность металлического тела. 2.Выясните, не нарушая целостности пластилинового шара, есть ли внутри него полость или какое-нибудь инородное тело (плотность пластилина задана).
Лабораторная работа 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Приборы и материалы: динамометр, шкала которого закрыта полоской чистой бумаги, набор грузов весом 1 Н, штатив с набором принадлежностей. Задание: 1.Укрепите динамометр с пружиной в штативе и отметьте начальное положение указателя. Используя набор грузов проградуируйте динамометр так, чтобы цена деления была равна а) 0.1 Н; б) 0.2 Н. 2.Определите вес имеющихся в вашем распоряжении тел.