Деятельностный подход в обучении через решение проектных задач в начальной школе Гимназия 6 г. Лангепас
Актуальность «… все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения ».
« ЗАДАЧА » «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С.И.Ожегова) -учебная (поисковая) задача - конкретно-практическая задача - творческая (олимпиадная) задача
Перечисленные типы задач не позволяют : научить самостоятельному выбору способа решения задачи … стимулировать получение принципиально нового « продукта »… содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе … оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации … задать разные « стратегии » решения задачи с получением « веера » возможных результатов.
Проектная задача - задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата (« продукта »), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Проектная задача реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации) созданный детьми нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребёнка (группы детей)
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора ( или системы ) заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Местом « сборки продукта », оформления результата является итоговое задание.
Проектные задачи способствуют формированию способностей : - рефлексировать, - целеполагать, - планировать, - моделировать, - проявлять инициативу при поиске способа решения задачи, - вступать в коммуникацию.
Структура проектной задачи: 1. Описание проблемной ( квазиреальной, модельной ) ситуации. 2. Набор ( система ) действий ( заданий ). 3. Создание реального « продукта », который можно представить публично и оценить ( итоговое задание ).
Типы проектных задач: предметные, межпредметные, одновозрастные, разновозрастные. « То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно ». Л. Выготский
1-3 классы основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества ; основной метод – встроенное наблюдение.
4 класс основная педагогическая цель - выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную ( модельную ) ситуацию ; учащиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу.
ЛИТЕРАТУРА 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли : Пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / [ А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – М.: Просвещение, – 176 с. – ( Стандарты второго поколения ).