Дебаты формируют : умение формировать и отстаивать свою позицию; умение формировать и отстаивать свою позицию; ораторское мастерство и умение вести диалог; ораторское мастерство и умение вести диалог; командный дух и лидерские качества. командный дух и лидерские качества.
Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии: развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей); развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей); развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления; развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления; формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации); формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации); формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов); формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов); формирование навыков слушания и ведения записей. формирование навыков слушания и ведения записей.
Дебаты интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры. интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.
Условия игры : В игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). В игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов. Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.
I. Подготовка к игре Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна: Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна: провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы; провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы; быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов; быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов; иметь четкую формулировку; иметь четкую формулировку; стимулировать исследовательскую работу; стимулировать исследовательскую работу; иметь положительную формулировку для утверждающей стороны. иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
Работа с информацией по теме: активизация знаний учащихся (мозговой штурм); активизация знаний учащихся (мозговой штурм); поиск информации с использованием различных источников; поиск информации с использованием различных источников; систематизация полученного материала; систематизация полученного материала; составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д. составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка раунда вопросов и т. д.
Формирование общих и специальных умений и навыков: формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек; формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек; построение стратегии отрицающей стороны; построение стратегии отрицающей стороны; умение правильно формулировать вопросы; умение правильно формулировать вопросы; овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике; овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике; овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации. овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.
Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны. не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также дать определения каждому понятию в тезисе, составить кейсы (систему аргументов) как для утверждающей, так и для отрицающей стороны, так как жеребьевка команд осуществляется незадолго до начала самой игры. При этом для каждой стороны продумывается стратегия отрицания, то есть составляются контраргументы на возможные аргументы оппонентов, и предлагаются вопросы, которые способствуют обнаружению противоречий в позиции противоположной стороны.
II. Игра II. Игра Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут. Каждая команда (в составе трех спикеров) имеет возможность брать тайм-ауты между любыми раундами общей продолжительностью 8 минут. Форма дебатов Форма дебатов У1 первый спикер команды утверждения; У1 первый спикер команды утверждения; О1 первый спикер команды отрицания и т. д. О1 первый спикер команды отрицания и т. д. Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают. Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции, причем роли первых спикеров отличаются друг от друга, а роли вторых и третьих совпадают. За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам. За временем на протяжении всей игры следит «тайм-кипер», который предупреждает команды и судей за 2, 1 и 0,5 минуты об окончании времени выступления (подготовки). Для этого он использует карточки с написанным на них временем, которые показывает командам.
Регламент «Дебатов» Выступление У1 6 минут Выступление У1 6 минут Вопросы ОЗ к У1 3 минуты Вопросы ОЗ к У1 3 минуты Выступление 01 6 минут Выступление 01 6 минут Вопросы УЗ к 01 3 минуты Вопросы УЗ к 01 3 минуты Выступление У2 5 минут Выступление У2 5 минут Вопросы 01 к У 2 3 минуты Вопросы 01 к У 2 3 минуты Выступление 02 5 минут Выступление 02 5 минут Вопросы У1 к 02 3 минуты Вопросы У1 к 02 3 минуты Выступление УЗ 5 минут Выступление УЗ 5 минут Выступление 03 5 минут Выступление 03 5 минут
Роли спикеров Спикер У1: Спикер У1: представление команды; представление команды; формулировка темы, актуальность; формулировка темы, актуальность; определение ключевых понятий, входящих в тему; определение ключевых понятий, входящих в тему; выдвижение критерия (ценность или цель команды); выдвижение критерия (ценность или цель команды); представление кейса утверждающей стороны; представление кейса утверждающей стороны; заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...). заключение (таким образом... готов ответить на вопросы...). Спикер 01: Спикер 01: представление команды; представление команды; формулировка тезиса отрицания; формулировка тезиса отрицания; принятие определений ключевых понятий; принятие определений ключевых понятий; атака или принятие критерия оппонентов; атака или принятие критерия оппонентов; опровержение позиции утверждения; опровержение позиции утверждения; представление кейса отрицающей стороны. представление кейса отрицающей стороны. Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.
III. Анализ игры После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности. После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.
Готовимся к уроку Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее: Разработайте подготовительный этап для проведения «Дебатов». Для этого вместе с инициативными учениками определите следующее: учебный предмет, класс; учебный предмет, класс; тема «Дебатов» (несколько вариантов); тема «Дебатов» (несколько вариантов); цель «Дебатов»; цель «Дебатов»; принципы формирования команд; принципы формирования команд; виды работы с информацией по теме «Дебатов»; виды работы с информацией по теме «Дебатов»; подготовка команд к «Дебатам»; подготовка команд к «Дебатам»; критерии оценки «Дебатов»; критерии оценки «Дебатов»; форма анализа и оценки «Дебатов». форма анализа и оценки «Дебатов». Реализуйте разработанные занятия с учениками или коллегами. Обсудите результаты. Реализуйте разработанные занятия с учениками или коллегами. Обсудите результаты.
Кодекс чести дебатера включает следующие правила: Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям. Дебаты должны способствовать тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, однако, что уважение к каждому человеку и терпимость – это основные ценности, которые должны быть дороги всем людям. Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике. Дебаты должны способствовать и воодушевлять на поиск истины, нежели чем простому упражнению в риторике. Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем. Соревнование и желание победить не должны преобладать над готовностью к пониманию и исследованию обсуждаемых проблем. Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты. Дебаты должны распространять идеал терпимости к точкам зрения других людей, способствуя поиску общих ценностей, принимая различия, которые существуют между людьми, вовлеченными в дебаты.
Этика дебатера: при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов; при обсуждении сторон дебатеры должны воздержаться от личных нападок на своих оппонентов; дебатеры должны спорить в дружественной манере; дебатеры должны спорить в дружественной манере; язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим; язык и жесты, используемые дебатерами, должны отражать их уважение к другим; дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения; дебатеры должны быть честными и точными в полную меру своих познаний, представляя поддержки и информацию. Дебатеры никогда не должны умышленно искажать факты, примеры или мнения; дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов. дебатеры должны внимательно слушать своих оппонентов и постараться сделать все, чтобы не искажать их слова во время дебатов.
Этика тренера: тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам; тренеры должны способствовать личному вкладу дебатеров и свободному обмену мнениями при подготовке к дебатам; тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию; тренеры должны обеспечить дружескую атмосферу для дебатеров и проявлять положительную и стимулирующую ответную реакцию; тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы; тренеры должны облегчать подготовку к дебатам, но не должны сами придумывать аргументы; тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров; тренеры должны подчеркивать образовательные, а не соревновательные цели дебатеров; отношения между тренерами и дебатерами должны отношения между тренерами и дебатерами должны основываться на взаимном доверии основываться на взаимном доверии
Рефлексия Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов». Проанализируйте свою деятельность по подготовке «Дебатов». Определите наиболее успешные и проблемные этапы их подготовки. Назовите основные трудности и способы, которыми вы их преодолевали. В чем главный образовательный результат на этапе подготовки «Дебатов», полученный каждым из участников этой подготовки? Аналогичным образом выполните анализ проведенных «Дебатов».
Литература Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебное пособие. М.: Моск. психолого-социальный институт / Флинта, Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита- Пресс, Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. М.: Вита- Пресс, Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М.: Народное образование, Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. М.: Народное образование, Зайцев В. Н. Практическая дидактика: Учебное пособие. Для пед. специальн. ун-тов и институтов пов. квалиф. работ, образ-я. М.: Народное образование, Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 2001.