Урок русского языка в 7 классе. Подготовила Бут Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская СОШ»
Цели урока : закрепление знаний о причастном обороте, его роли в предложении ; формирование практического умения выделять запятыми причастный оборот. Работа по развитию речи : выразительное чтение предложений с причастными оборотами ; предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов ; составление связного рассказа на грамматическую тему ; работа над орфоэпическими нормами. Повторение : падежные окончания существительных, прилагательных, причастий ; безударные гласные в корне.
Словарная работа Колонна гирлянда отразить калитка пакет
Словарно - орфографическая работа Исчезнуть в потемневш…м небе; ветер, ярос…но треплющ...й палатку; в растущ..м по дороге кустарнике; под намокш...ми дерев…ями; с…лдат, рассказывающ…й о сражении; прощаемся с угасающ...м летним днем; под раскрывш…мся параш…том; постепенно затухающ… пламя к…стра.
Синтаксическая пятиминутка Спишите, расставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Графически объясните постановку запятых Сл…ва имеющ…е несколько зн…чений называ…тся мног…знач..ными.
Знакомство с новым материалом
Вывод :
Понятие об обособлении ВНИМАНИЕ! Причастный оборот можно назвать иначе: Обособленное определение, выраженное причастным оборотом
Тренировочные упражнения 1. Используя данные словосочетания, составить предложения с причастными оборотами, ставя их перед определяемым словом и после него. Чем отличаются варианты по постановке знаков препинания? Графически объяснить знаки препинания. Борющиеся с волнами пловцы, развевающиеся на ветру знамена, стелющееся по земле растение.
Вывод : употребление причастного оборота ( обособленного определения ) после определяемого слова усиливает его смысловое значение. Обратите внимание на выразительность чтения предложений с причастными оборотами ( причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется повышением тона, паузами ).
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания, графически объясняя их постановку Я вышел в уже темнеющий сад пош … л по доро … ке густо усыпанной шуршащими лист … ями потом ост … новился перед орешником застывш … м в х … лодной неподвижности сумерек. Я увид … л два почти соединённых ореха почему - то не сорванных забытых нами. ( По Ю. Б о н д а р е в у.)
Комментированное письмо 1) Лучи со…нца пробивш…еся сквозь листву ск…льзят по ств…лам и л…жатся на темную землю сплош… покрытую иглами.
2) Со…нце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг б…гря…ым светом осв…тило л…ловые тучи.
3) Осиновая роща п…росшая кустами медленно р…няет со своих омытых д…ждем лист…ев капли.
ТЕСТ. Подготовка к ГИА В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях. Мусор накапливается из года в год,(1) образуя « культурный » слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней.
В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленных определениях. Не такой уж большой я знаток творчества этого замечательного нашего музыканта и вообще никакой не меломан, (1) но есть звуки и нити, (2) соединяющие русского человека на русской земле, (3) и они звучат в каждом из нас от рождения, (4) да вот выразить их, (5) донести до моря людского не каждому дано..
Итог урока Что называется причастным оборотом ? Когда причастный оборот обособляется, выделяясь запятыми на письме и интонацией при произнесении ? Достигнуты ли нами цели урока ?
Источники Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М.Просвещение 2000 г. С.Г.Бархударов. Русский язык в 7 классе. М.Просвещение 2004 г. Н.А.Сенина. Подготовка к государственной итоговой аттестации 9 класс. Ростов н/Д: Легион, 2009.