Распятие Христово казнь Иисуса Христа через распятие, эпизод, венчающий Страсти Христовы и предшествующий погребению и Воскресению Христову.
Страсти Христовы, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни. Церковь вспоминает их в последние дни перед Пасхой, в Страстную седмицу. Особое место среди Страстей Христовых занимают события, произошедшие после Тайной вечери: арест, суд, бичевание и казнь. Распятие кульминационный момент Страстей Христовых.
Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, - обыкновенно, люди жестокие, - не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на древе считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти. Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.
Считая, что «живопись это Библия для тех, кто не умеет читать», Церковь активно использовала искусство, чтобы рассказать о Страстях массе неграмотного народа. Поэтому ряд Страстей Христовых часто становился темой циклов художественных произведений и самостоятельных картин. Мастера могли как посвящать каждой из Страстей отдельную работу, либо же совмещать в одном произведении сразу несколько сюжетов. А на иконах, алтарных образах и в произведениях декоративно- прикладного искусства сюжеты также могли располагаться клеймами подряд, в повествовательном цикле.
События, составляющие Страсти Христовы Вход Господень в Иерусалим
Вечеря в Вифании (омовение ног Иисуса грешницей)
Омовение ног ученикам
Тайная Вечеря
Путь в Гефсиманский сад и предсказание о грядущем отречении учеников
Моление о чаше
Поцелуй Иуды и арест Иисуса
Иисус перед Синедрионом (первосвященниками)
Отречение апостола Петра
Иисус перед Понтием Пилатом
Бичевание Христа
Поругание и увенчание терновым венцом
Крестный путь (Несение креста)
Срывание одежд с Христа и разыгрывание их солдатами в кости
Голгофа - Распятие Христово
Голгофа («лобное место» ), букв. «череп») невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней. Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе. Христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения.
Снятие со креста
Сошествие в ад
Воскресение Иисуса Христа
«Отче! прости им, потому что они не знают, что делают…»
Когда воля человеческая отказывалась принять смерть, а воля Божественная позволяла этому проявлению человечества, тогда Господь сообразно Своей человеческой природе находился в борьбе и страхе. Он молился, чтобы избежать смерти. Но Его Божественная воля желала чтобы Его воля человеческая приняла смерть, - страдание. Иоанн Дамаскин
Святыня христианской религии – Храм Гроба Господня – возведен на месте, на котором, по преданиям, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос.
Свидетели казни: -МАРИЯ – мать Иисуса -ИОАНН (БОГОСЛОВ) – (Иисус вверил ему заботу о своей матери) -МАРИЯ МАГДАЛИНА -МАРИЯ КЛЕОПОВА -ДВА РАЗБОЙНИКА, распятые по сторонам от Иисуса.
КРЕСТ животворящий, на котором был распят Иисус Христос ТИТЛО INRI – табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» КЛЕЩИ, которыми вынимали гвозди ГВОЗДИ, которыми тело было прибито к кресту ГУБКА, с которой Иисуса напоили уксусом ЧАША ГРААЛЯ, в которую по преданиям собрали кровь ЛЕСТНИЦА, с помощью которой сняли тело
Туринская плащаница христианская реликвия, четырёхметровое полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. В настоящее время хранится в соборе Иоанна Крестителя в Турине.
Негативное изображение Туринской плащаницы
Плащаница, положенная на «гробнице»
Патриарх Алексий читает Евангелия Страстей (чтение совершается раз в год)
В православии В русской иконописи, питаемой православием, в отличие от западного искусства, нельзя найти полный набор изображений страстей, поскольку православие имеет другую точку зрения на их визуальную передачу меньше эмоциональности и больше скрытого величия Христа. Основная форма изображения Страстей так называемые Страстные иконы, имеющие клейма, посвященные событиям страстей, а центральной композицией Воскресение или же Распятие.
Интересные факты Страстоцвет Тропическое растение страстоцвет, завезённое в Европу в XVI веке, получило своё название благодаря иезуиту Ф. Б. Ферари, который увидел в его цветке эмблему, содержащую орудия Страстей Христовых. Тройное рыльце изображает три гвоздя, кружок окропленных красным цветом тычинок окровавленный терновый венец, стебельчатый плодник чашу Грааля, пять пыльников пять ран Спасителя, трехлопастный лист копье Лонгина, прицепки (усики) плети, белый цвет невинность Спасителя и т. д.
Люди науки, материалисты и атеисты, обращаясь к Библии, находят в ней, как и большинство читателей, прежде всего то, что прошло испытание веками, - общечеловеческие нравственные ценности.
Презентация подготовлена для уроков МХК учителем ИЗО и МХК Путиловой Еленой Леонидовной моу сош 25 г.Нижний Тагил