Тема: Имя прилагательное; значение, вопросы. Составление описания по опорным словам. Цель: Углубить знания учащихся об имени прилагатель- ном как части речи. Научить находить имена ном как части речи. Научить находить имена прилагательные в тексте. прилагательные в тексте.
Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург
И. Левитан. Золотая осень И. Левитан. Золотая осень
И. Левитан. Озеро И. Левитан. Озеро
Неяркий солнечный день сухой осени. Вода на поверхности озера чуть морщится от легких прикосновений ветра. Справа что-то шепчет желто-зеленый тростник. На дальнем берегу – две деревушки, каждая с порыжевшими садами, с белыми церквушками, с полосами рыхлой земли. А над всем этим медленно плывут мирные облака. Неяркий солнечный день сухой осени. Вода на поверхности озера чуть морщится от легких прикосновений ветра. Справа что-то шепчет желто-зеленый тростник. На дальнем берегу – две деревушки, каждая с порыжевшими садами, с белыми церквушками, с полосами рыхлой земли. А над всем этим медленно плывут мирные облака. Найти в отрывке имена прилагательные, которые помогают увидеть, понять картину. На какие вопросы они отвечают? Найти в отрывке имена прилагательные, которые помогают увидеть, понять картину. На какие вопросы они отвечают?
Неяркий, солнечный, сухой, легких, желто-зеленый, порыжевший, белыми, рыхлой, мирные. Неяркий, солнечный, сухой, легких, желто-зеленый, порыжевший, белыми, рыхлой, мирные.
Прочитай слова, выбери по три имени прилагательных, которые обозначают цвет; вкус; время; материал, из которого сделан предмет; назначение предмета. Прочитай слова, выбери по три имени прилагательных, которые обозначают цвет; вкус; время; материал, из которого сделан предмет; назначение предмета. Кирпичный, алый, сладкий, мгновенный, стальной, садовый, хрустальный, столовый, минутный, сиреневый, кухонный, горький, часовой, желто-зеленый, соленый. Кирпичный, алый, сладкий, мгновенный, стальной, садовый, хрустальный, столовый, минутный, сиреневый, кухонный, горький, часовой, желто-зеленый, соленый.
Цвет: алый, сиреневый, желто-зеленый; Цвет: алый, сиреневый, желто-зеленый; Вкус: сладкий, горький, соленый; Вкус: сладкий, горький, соленый; Время: мгновенный, минутный, часовой; Время: мгновенный, минутный, часовой; Материал: кирпичный, стальной, хрустальный; Материал: кирпичный, стальной, хрустальный; Назначение предмета: садовый, столовый, кухонный Назначение предмета: садовый, столовый, кухонный
Подбери синонимы к именам прилагательным. Какие из них ты считаешь более выразительными? Подбери синонимы к именам прилагательным. Какие из них ты считаешь более выразительными? Красивая картина, погожий день, хмурое утро
Красивая картина – прекрасная картина; Погожий день – ясный день; Хмурое утро – ненастное утро.
Подбери антонимы к именам прилагательным. Светлый день, ранняя осень, высокие облака.
Светлый день – пасмурный день; Ранняя осень – поздняя осень; Высокие облака – низкие облака.
Найди третье лишнее слово. Почему? Золотое кольцо, золотая осень, золотые сережки. Золотое кольцо, золотая осень, золотые сережки. Железный стержень, железный характер, железный гвоздь. Железный стержень, железный характер, железный гвоздь.
Золотая осень; Железный характер.
Выбери имена прилагательные, которые подойдут для описания осеннего дня. Составь с этими словами 3-4 свя- занных между собой предложения. Выбери имена прилагательные, которые подойдут для описания осеннего дня. Составь с этими словами 3-4 свя- занных между собой предложения. День: солнечный, ясный, теплый; Небо: высокое, голубое, ясное; Воздух: прозрачный, чистый, свежий; Облака: легкие, белые.