Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым. Детские годы его прошли на Орловщине, в небольшом хуторе. Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, - самые теплые, самые радостные. Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым. Детские годы его прошли на Орловщине, в небольшом хуторе. Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, - самые теплые, самые радостные.
Марья Петровна Лескова, мать писателя Мать принадлежала к дворянскому роду.
Отец писателя Отец Лескова Семен Дмитриевич Лесков ( ), был выходцем из духовной среды. По словам Николая Семёновича: «…большой, замечательный умник и дремучий семинарист». Впрочем, отец порвал с духовной средой и поступил на службу в орловскую уголовную палату. Дед Николая Лескова (Дмитрий Лесков), его отец, дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии. От названия села Лески и была образована родовая фамилия Лесковых.
Город Орел - город детства и юности Н.С.Лескова, его малая родина, которую он называл "микроскопом всей земли русской". Орел, отмечал Н.С.Лесков,"вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город". Город Орел - город детства и юности Н.С.Лескова, его малая родина, которую он называл "микроскопом всей земли русской". Орел, отмечал Н.С.Лесков,"вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город".
Орловские впечатления питали творческое воображение писателя, были источником его замечательных произведений. Множество своих героев автор "расселил" именно на орловской земле.
Это мужская гимназия, в которой в свое время учился Н.С.Лесков. Будущему писателю не удалось её закончить, так как он потерял отца, а имущество семьи сгорело при пожаре. В орловской гимназии, где я учился, вспоминал Лесков, классные комнаты были до того тесны духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом.Жизнь орловской гимназии нашла отражение во многих произведениях писателя. Это мужская гимназия, в которой в свое время учился Н.С.Лесков. Будущему писателю не удалось её закончить, так как он потерял отца, а имущество семьи сгорело при пожаре. В орловской гимназии, где я учился, вспоминал Лесков, классные комнаты были до того тесны духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом.Жизнь орловской гимназии нашла отражение во многих произведениях писателя.
«Левша». История создания. «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа. «Левша». История создания. «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа.
Жанр произведения Сказ – это жанр, в котором повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, и при этом воспроизводятся все особенности «живой речи» говорящего. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» принадлежит к наиболее ярким образцам этого жанра. Рассказчик передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает народное мнение. Сказ близок к произведениям устного народного творчества, в нем используются приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка. В произведении Лескова особую роль играют пословицы и поговорки. Речь сказителя своеобразна: «через свою ласковость», «на свою сторону преклонять хотели», «домой манил», «чужестранностью пленить», «усиками зашевелила, но ногами не трогает» и др. Жанр произведения Сказ – это жанр, в котором повествование ведется от лица вымышленного рассказчика, и при этом воспроизводятся все особенности «живой речи» говорящего. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» принадлежит к наиболее ярким образцам этого жанра. Рассказчик передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает народное мнение. Сказ близок к произведениям устного народного творчества, в нем используются приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка. В произведении Лескова особую роль играют пословицы и поговорки. Речь сказителя своеобразна: «через свою ласковость», «на свою сторону преклонять хотели», «домой манил», «чужестранностью пленить», «усиками зашевелила, но ногами не трогает» и др.
Речь героев Речь рассказчика и героев сложна, полна сложных оборотов, нередко неправильна. Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем вкладывает в них юмористический смысл, например: кушетка – укушетка, таблица – долбица, двухместная – двухсестная, микроскоп – мелкоскоп и др. Речь рассказчика и героев сложна, полна сложных оборотов, нередко неправильна. Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем вкладывает в них юмористический смысл, например: кушетка – укушетка, таблица – долбица, двухместная – двухсестная, микроскоп – мелкоскоп и др.
Сюжет Баснословная история стальной блохи кажется не очень замысловатой: получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней.
Сюжет Туляки и подковали блоху, вызвав удивление и восхищение у английских мастеров. Таков сюжет сказа. Маленькая блоха становится испытанием для героев – проверяется их чувство любви к своему отечеству. Сюжет Туляки и подковали блоху, вызвав удивление и восхищение у английских мастеров. Таков сюжет сказа. Маленькая блоха становится испытанием для героев – проверяется их чувство любви к своему отечеству.
Левша тульский оружейник, один из трех мастеровых, исполняющих поручение Платова создать изделие, которое было бы достойно большего удивления, чем микроскопическая танцующая стальная блоха английской работы. Левша искусник, посрамитель английских мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец.
Государь император Александр Павлович с Платовым в аглицких кунсткамерах. Государь император Александр Павлович с Платовым рассматривают работу Левши.
Государственные люди противопоставлены Левше. Император Александр I выделен «ласковостью» симпатиями к промышленному западу и недоверием к собственному народу («…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»).
Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. В результате он попадает в опалу на «досадную укушетку».
«Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I, напротив, превосходит патриотизм Платова, не теряя веры в русских мастеров даже в самые щекотливые моменты.
Патриотизм Левши Патриотизм – это любовь к родине. Что вкладывает Левша в понятия «отечество, родина»? Патриотизм – это любовь к родине. Что вкладывает Левша в понятия «отечество, родина»? Прежде всего для него – это дом и семья: «…у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Прежде всего для него – это дом и семья: «…у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма.
Трагическая судьба Левши человека, наделенного талантом, но не имеющего даже собственного имени, противопоставлена истории приезжающего вместе с ним в Петербург англичанина, заботливо принимаемого в английском посольстве. Безразличие, равнодушие к человеческой личности, определившие горестную судьбу Левши, представлены отличительными свойствами русской общественной жизни.
С одной стороны, Левша искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Левшой и его товарищами блоха перестает исполнять танец.
Левша отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Левши, думающего лишь о благе Родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Левша воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Левша заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.
Умирая, Левша «одно только мог внятно выговорить» - чтобы ружья кирпичом не чистили, а то «храни Бог войны, они стрелять не годятся». И последние слова забытого и никому не нужного героя – тоже о благе родины.
Каковы особенности жанра «сказа»? Что необычного в языке героев сказа? Можно ли назвать Левшу патриотом страны? Н.С.Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей. Каковы особенности жанра «сказа»? Что необычного в языке героев сказа? Можно ли назвать Левшу патриотом страны? Н.С.Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей.
Захарова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Ключевская СОШ им. А.П. Бирюкова» Шадринский район Курганская область 2012 год.
Источники