Н.В. Гоголь «Мёртвые души». История создания, особенности сюжета, система образов. Автор презентации: Иванова Е.И. МОУ Мирновская СОШ
«Огромно, велико мое творение…»
«Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А.С. Пушкин А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому».
«Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!»
Документированная история создания произведения начинается 7 октября 1835 года: в письме Пушкину, датированном этим днём, Гоголь впервые упоминает «Мёртвые души». П о р т р е т Г о г о л я р а б о т ы В. Г о р я е в а
Как Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и к литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира. В Баден-Бадене в августе 1837 года Гоголь читал незаконченную поэму в присутствии фрейлины императорского двора А. О. Смирновой (урождённой Россет)Швейцарии Италии и сына Н. М. Карамзина Андрея Карамзина, в октябре 1838 года читал часть рукописи А. И. Тургеневу. Работа над первым томом проходила в Риме в конце 1837 года начале 1839 года. По возвращении в Россию Гоголь читал главы из «Мёртвых душ»Н. М. КарамзинаА. И. Тургеневу в доме Аксаковых в Москве в сентябре 1839 года, затем в Санкт-Петербурге АксаковыхМоскве у В.А.Жуковского, Н. Я. Прокоповича и других близких знакомых.В.А.Жуковского Окончательной отделкой первого тома писатель занимался в Риме с конца сентября 1840 года по август 1841 года.
Жанровое своеобразие поэмы. Запишем в тетради: Гоголь определения жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении.
Построение поэмы «Мёртвые души». Система образов. Композиционные звенья поэмы 1 глава «вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в город, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры) главы Изображение жизни российских помещиков главы – Изображение губернского города ( в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб. На центральное место выходит мир чиновников). 11 глава- Повествование о жизненной судьбе сюжетообразующего героя поэмы- Чичикова
Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ». Запишем в тетрадь: деталь (от французского detаi1 часть, подробность) - значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. Принципы отбора деталей и их функции: 1. деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде) 2. деталь как средство индивидуализации (например, Манилов: портрет, речь, дом, кабинет, еда.)
Послесловие А вот и главный герой - путешественник П.И.Чичиков. Только вот цель его путешествия вас поразит: покупка мёртвых душ. Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!»