Изобразительное искусство Декоративное рисование 5 класс «Что нам стоит дом построить» Юматова Юлия Алексеевна МБОУ СОШ 1 р.п. Тумботино Павловский район 2011 год
Испокон веков люди строили деревни и села на высоких местах вблизи водоемов, на пересечении дорог, среди природы. Избы рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня». Дома ставили фасадом, то есть лицом к дороге, и получилось «у-лица».Дома никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
Взгляни на крышу дома. Ее венчает горделивый конь – охлупень. Конь с широким размахом крыльев – крыши словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом – гнездо, где обитают люди. Кажется, что конь – птица охраняет домашний очаг Конь охлупень – символ семейной жизни, страж и охранник семейного очага.. В нем видна мощь и власть не только над домом но и над окружающим пространством.
Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Действительно утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на все происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон. Дом смотрит на мир окнами –очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с миром внешним, и поэтому так торжественно наряден декор окон.
Крыша дома связана с небом, средняя часть – клеть- с зем- лей, а погреб- с ми- ром подземным. В этом заключается образный строй избы
Резные круглые розетки и полурозетки – это символичес- кое изображение солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и пря- моугольники, а также ряды небольших отверстий были символами земли. Солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин – утреннее восходящее, а правый – вечернее – заходящее. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия, похожие на капли дождя.
Вниз от коня охлупня спускаются резные причелины. Они называются резные причелины от слова «чело» -лоб. По правую сторону «Лада» - ладить, по левую сторону «Леля» -любить. От причелины спускаются резные полотенца. Резьба на них изображает знаки солнца, земли, воды.
Я люблю этот дом деревенский В бревнах теплиться грозная мощь
Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах ре – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величайшие избы. Дом называют родимый, родной, как называют доброго человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Возводя дом, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроении жилища человек стремился привести порядок, образно осмыслить его, что значило отобразить, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы добра, света, а от злых духов уберечься. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.
Лобовая доска над наличниками – резная, украшена тонким узором, словно лента украшает лоб красавицы. На лобовой доске стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди, полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы.
Навершие наличники. Разнообразна конструкция на личников, причудливый растительный орнамент. Наличник –теремок. Таким наличником украшали окна горницы.
Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно- прикладное искусство в жизни человека» О.В.Островская «Уроки изобразительного искусства в школе» Л.А.Неменская «Каждый народ – художник» Н.А.Горяева, Б.М. Неменский «Искусство вокруг нас» Б.П. Широков «Народные промыслы Нижегородской области"