Изобразительно- выразительные возможности однородных членов предложения. Урок по русской словесности
Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке. А.Н. Толстой
1 текст 1 текст Море – часть Мирового океана. По особенностям гидрологического режима моря подразделяются на три группы: внутренние моря, окраинные моря и межостровные моря. С геологической точки зрения современные моря являются молодыми образованиями. В морях Дальнего Востока обитают ценные морские звери: котики и каланы. Важное промысловое значение имеют тихоокеанская сельдь, треска, камбала.
Море – часть Мирового океана. По особенностям гидрологического режима моря подразделяются на три группы: внутренние моря, окраинные моря и межостровные моря. С геологической точки зрения современные моря являются молодыми образованиями. В морях Дальнего Востока обитают ценные морские звери: котики и каланы. Важное промысловое значение имеют тихоокеанская сельдь, треска, камбала.
2 текст Море всегда разное, новое, невиданное. То оно тихое, светло- голубое. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь.
Море всегда разное, новое, невиданное. То оно тихое, светло- голубое. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По В. Катаеву
ЭКСПРЕССИЯ, - и, ж.р. - выражение чувств, переживаний, выразительность - выражение чувств, переживаний, выразительность
В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой. Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге …
В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой. Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге …
В свете есть иное диво: Море и вздуется бурливо, И закипит, и подымет вой. И хлынет на берег пустой, И разольется в шумном беге …
В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит и подымет вой. Хлынет на берег пустой, И разольется в шумном беге …
И бунтует, и клокочет, Хлещет, свищет и ревет, И до звезд допрянуть хочет, До незыблимых высот … … Волн неистовым прибоем Беспрерывно вал морской С ревом, свистом, визгом, воем Бьет в утес береговой.
ГРАДАЦИЯ- прием, заключающий в себе ряд слов, каждое из которых усиливает или ослабляет значение предшествующего
Вывод: С помощью однородных членов можно: создать статическую или динамическую картину; по-разному соединить однородные члены (союзы, бессоюзие); использовать прием градации.
3 текст 3 текст Мой корабль нахо- дится в открытом море и уносит меня в бескрайний простор. Передо мной море, море, море. Позади меня волны, волны, волны.
Море (какое?) ласковое, капризное, грозное … Волны (какие?) синие, бирюзовые, стальные …
4 текст 4 текст Море удивительное. В течение дня оно бывает и ласковое, и _______, ________, _______, капризное. Вот бирюзовое море нежится на солнце. Море глубоко вздыхает. Море ненадолго засыпает. Легкий ветер вспенивает, __________ морскую поверхность, _____ волны, рябит. Вскоре все затихает. Необозримая гладь дышит спокойно. Море очаровывает, _______, ______, зовет путешественников. Я воображаю себя капитаном корабля, который мчит меня в неизведанную даль. Впереди меня море, море, море.
Море удивительное. В течение дня оно бывает и ласковое, и вкрадчивое, сердитое, гневное, капризное. Вот бирюзовое море нежится на солнце. Море глубоко вздыхает. Море ненадолго засыпает. Легкий ветер вспенивает, возмущает морскую поверхность, будит волны, рябит. Вскоре все затихает. Необозримая гладь дышит спокойно. Море очаровывает, притягивает, манит, зовет путешественников. Я воображаю себя капитаном корабля, который мчит меня в неизведанную даль. Впереди меня море, море, море.
Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке. А.Н. Толстой
Домашнее задание. 1.Напишите сочинение- миниатюру «Каким я представляю себе море?» с использованием однородных членов предложения и других средств выразительности речи. 2.Нарисуйте иллюстрацию «Мое море» (по желанию).
Дробится и плещет, и брызжет волна Мне в очи соленою влагой; Недвижно на камне сижу я – полна Душа безотчетной отвагой. Валы за валами, прибой и отбой, И пена их гребни покрыла; О, море, кого же мне вызвать на бой, Изведать воскресшие силы? Почуяло сердце, что жизнь хороша. Вы, волны – размыкали горе. От грома и плеска проснулась душа. Сродни ей шумящее море! А. К. Толстой