Подготовила: Подгорная Е.Н.- инструктор по физической культуре МДОУ 1 Белгород
Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями. Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия- самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребёнка и совершенствования организма средствами физической культуры в нашем ДОУ особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования..
Использование оздоровительной, корригирующей гимнастики в физкультурно- оздоровительной работе ДОУ, направленной на формирование правильной осанки и коррекции плоскостопия у детей в условиях детского сада, является актуальной. Наряду с тем, что сейчас создано много поликлиник, оздоровительных центров, у родителей не всегда находится время для прохождения процедур с ребёнком. Для них удобнее, когда оздоровительная работа ведётся непосредственно в детском саду. Цели применяемой в нашем ДОУ оздоровительной корригирующей гимнастики: Профилактика заболеваний ОДА; Всестороннее развитие физических качеств ребёнка; Улучшение показателей выполнения основных движений; Воспитание любви к занятиям физической культурой. Задачи: Укрепление мышц и связок ОДА; Коррекция плоскостопия; Формирование у детей прочных умений и навыков; Развитие творческой активности детей.
Формы физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ 1: 1. Учебная: физкультурные занятия. Основные средства, которые используются на занятиях, это физические упражнения: Спортивно-прикладные (ходьба, бег, лазанье и ползание, метание, катание на лыжах). Общеразвивающие и общеукрепляющие (оздоровление и укрепление организма) Игры (малоподвижные, подвижные и спортивные). Гимнастические ( с элементами коррекции, художественной гимнастики и хореографии). При составлении конспектов в подготовительную часть занятия обязательно включаем ходьбу в разных вариациях (на носках, пятках, на внешней стороне стопы, по ребристой доске, по массажным коврикам и корригирующим дорожкам). В ОРУ включаем упражнения, направленные на коррекцию правильной осанки и укрепления сводов стоп. В основной части занятия большое внимание уделяется упражнениям, способствующим формированию и укреплению мышц спины, живота, ног и голени. Вначале упражнения разучиваем без предметов, затем, когда упражнения осваиваются детьми, используем гимнастические скамейки, гимнастические палки, обручи, мешочки с песком и др. В заключительной части занятия включаем упражнения на разгрузку позвоночника, выполняемых в исходном положении лёжа на спине и специальных упражнений на закрепление правильной осанки. Широко используем подвижные игры как эмоциональную разгрузку после проделанных в процессе занятий физических упражнений, повышая этим эмоциональное состояние воспитанников от проделанной работы.
2. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: Утренняя гимнастика; Подвижные игры; Гимнастика после дневного сна; Физкультминутки. 3. Дополнительные занятия: Кружок «Топтыжки», направленный на укрепление и формирование ОДА. Кружок «Юные баскетболисты», направленный на обучение владения мячом. 4. Активный отдых: Физкультурные досуги; День здоровья; Физкультурные праздники. 5. Самостоятельная двигательная деятельность. ЕЖеДНЕВНО. 6. Задания на дом: o Утренняя зарядка, игры и физические упражнения под контролем родителей.
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОДА У ДЕТЕЙ в условиях организации физкультурно-оздоровительных занятий. СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком и т.п. Хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года. Закаливающие процедуры для стоп (обтирания стоп, контрастное обливание ног, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы включаются в содержание утренней гимнастики, гимнастики после сна, физкультурные занятия, подвижные игры. Особенностью является использование образных названий упражнений "Котята", "Утята", "Веселый зоосад" и упражнения с предметами (обручем, мячом, гимнастической палкой и другим оборудованием).
Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений и родителей. Для привлечения родителей к активному участию в работе профилактической и коррекционной направленности нами используются различные формы общения с семьей: родительские собрания; тематические консультации; педагогические беседы; дни открытых дверей; открытые занятия по физической культуре; стенды (уголки) для родителей, где помещаются консультации, необходимые для того, чтобы работа с детьми велась не только в детском саду, но и закреплялась дома; знакомство с нетрадиционным оборудованием. Это позволяет обеспечить преемственность в развитии и обучении ребенка в условиях ДОУ и семьи, а также повысить осведомленность родителей в коррекционно-профилактических вопросах воспитания детей.
Стенды (уголки) для родителей, где помещаются консультации, необходимые для того, чтобы работа с детьми велась не только в детском саду, но и закреплялась дома.
Знакомство родителей с изготовлением нетрадиционного оборудования.
Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды для работы по профилактике опорно-двигательного аппарата у дошкольников, предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего формированию осанки, укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи-хоппы, скакалки, массажные коврики, гимнастические палки, гимнастические маты, батуты, специальные тренажеры и т.п.).
Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в условиях организации физкультурно-оздоровительных занятий. Утренняя гимнастика Закаливание
Гимнастика после дневного сна Ходьба по корригирующим дорожкам после сна.
День здоровья Физкультурные досуги
Спортивные игры Подвижные игры
Литература. Инструктор по физической культуре / Научно-практический журнал – М.: «ТЦ СФЕРА» 3,2009 Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка – М., 2000 Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель», Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения – Волгоград, 2008 Фотографии были выполнены инструктором по физ.культуре Подгорной Еленой Николаевной.