Психолог, психотерапевт Лицея 17 Марахова В.А.
Готовность к школе это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения. Факторы готовности к школе: -Требования и условия в конкретной школе -Качеств каждого конкретного ребенка и его уровень развития -Специфика программ подготовки и адаптации к школе
Готовность к школе (как понять родителям): 1. Хочет ли Ваш ребёнок идти в школу. 2. Достаточно ли хорошо развиты у ребёнка познавательные процессы. 3. Может ли ребёнок контролировать своё поведение (произвольное поведение) 4. Хорошо ли развита тонкая моторика пальцев рук. 5. Достаточно ли хорошо развиты у ребёнка речь, навык общения и интеллект.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ - совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность и различные блокады, которые мешают воспринимать учебный материал или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Умение адекватно переносить разочарования и справляться с ними важная сторона эмоциональной компетентности.
СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ Тесно связана с эмоциональной. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам. Дети должны уметь: -слушать друг друга, -давать бы собеседнику договорить до конца, - иметь способность воздерживаться от собственных импульсов.
Социальная готовность к школе – это еще и способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам. Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность.
При низком уровне произвольности дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Проявления: могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству.
Неустойчивая или заниженная самооценка говорит о дефиците внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности.
МОТОРНАЯ ГОТОВНОСТЬ Моторная готовность: 1. Владеет своим телом, 2. Воспринимает свое тело и ощущает его, 3. Произвольно направляет движения (владеть внутренней подвижностью) 4. выражает при помощи тела и движения свои импульсы. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. - возрастные особенности организма и морфофункциональные особенности.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ - это уровень развития познавательной сферы психики (восприятие, внимание, память, мышление, речь). Внимание. В деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут. Наличие познавательного интереса у ребенка.
Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. Ребенок должен запоминать услышанное и увиденное и некоторое время удерживал это в памяти. Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Важно, чтобы ребенок мог некоторое время концентрироваться на какой-либо задаче и выполнять ее.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ссылки на электронные ресурсы (по использованию картинок): 1. jpg 2. jpg dd301c527f720ae48e77. png jpg d34a244dc5. png 7. art.jpg deti_16.jpg?itok=3SRastji /2356_html_5d jpg