Тайны метафоры урок литературы, 5 класс МОУ « Лесогорская средняя общеобразовательная школа » МО « Выборгский район » Ленинградской области Авторы : Ртищева В. Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н. Л., учитель русского языка и литературы
Тропы : Какие тропы вы знаете ?
Что означает термин « изобразительно - выразительные средства языка »? - изображают ; - рисуют словами картины жизни ; - отличают один предмет от другого ; - передают отношение, чувства автора.
Так что же они выражают ? Мы называем средствами художественной выразительности
Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева так, чтобы мы могли эту зиму увидеть, представить Читай … с чувством, с толком, с расстановкой 1. Знание текста. 2. Понимание смысла. 3. Темп, интонация, паузы. 4. Выделение тропов при чтении. 5. Работа воображения ( мы представляем картину …). 6. Передача настроения.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижно, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован, - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой … Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
Какой образ помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса ? Используйте подсказки : Эпитет с определяемым словом. Эпитет с определяемым словом. Порядок слов – обратный. Порядок слов – обратный. Подразумевается сравнение, но отсутствует союз КАК. Подразумевается сравнение, но отсутствует союз КАК. Можно нарисовать картину : снежные узоры, как цепь. Можно нарисовать картину : снежные узоры, как цепь. « Ц е п ь ю пуховой …»
МЕТАФОРА Скрытое сравнение Скрытое сравнение Основа – переносное значение слова Основа – переносное значение слова Уподобление по сходству Уподобление по сходству
Попытаемся расшифровать секреты волшебства поэтической речи : Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний : Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. М. Цветаева
Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения ?
Варианты толкований : Символ любви к жизни Символ любви к жизни Символ испытаний, тревог, преодолений Символ испытаний, тревог, преодолений Символ пути Символ пути
Примеры метафор : существительное : утро года в багрец и золото одетые леса прилагательное золотые руки золотое сердце глагол блистать эрудицией рябина зажглась
Выразительная сила метафоры : Подчеркивает самый существенный признак Подчеркивает самый существенный признак Создает индивидуальный образ Создает индивидуальный образ Производит эмоциональный эффект Производит эмоциональный эффект Требует духовного усилия, воображения, работы ума Требует духовного усилия, воображения, работы ума
Зимний день Мороз и солнце ! Под ногами скрипит … снег. Украсил … веточку … снегирь. В воздухе мелькают … снежинки. … иней опушил … березку, словно …. Впереди Новый год – праздник …. Введите в текст тропы, конкретизирующие, создающие картину
Мороз и солнце ! Под ногами скрипит, как песенку поет, снег. Украсил изящную веточку новогодней игрушкой красногрудый снегирь. В воздухе мелькают пушистые снежинки. Серебристый иней опушил есенинскую березку, словно невесту. Впереди Новый год – праздник детства и зимних забав.
КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ ? - ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ - ЕСЛИ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ - ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ ИМ - ЕСЛИ ЗАПОМИНАЕТСЯ И УДИВЛЯЕТ - ЕСЛИ ОНА ПОМОГАЕТ ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРЕДМЕТ ПО - НОВОМУ КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ ? - ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ - ЕСЛИ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ - ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ ИМ - ЕСЛИ ЗАПОМИНАЕТСЯ И УДИВЛЯЕТ - ЕСЛИ ОНА ПОМОГАЕТ ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРЕДМЕТ ПО - НОВОМУ Подведем итоги
Домашнее задание Выучить стихотворение М. Цветаевой наизусть Выучить стихотворение М. Цветаевой наизусть Составить монологический ответ Составить монологический ответ о метафоре о метафоре
Список использованной литературы Школьный словарь литературоведческих терминов : Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение / Л. В. Чернец, В. Б. Семенов, В. А. Скиба.- М. : Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете « Первое сентября » 8(239) февраль 1998 г. Методика развития речи на уроках русского языка : Книга для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос и др.; под редакцией Т. А. Ладыженской.-2- е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, Энциклопедический словарь юного филолога ( языкознание )/ Сост. М. В. Панов.- М : Педагогика, 1984 Формирование литературоведческих понятий в школе. А. Г. Балыбердина. Куйбышев, 1981
Русский язык. Экспресс - репетитор для подготовки к ЕГЭ. « Выразительность русской речи »/ Е. С. Симакова. М : АСТ : Астрель ; Владимир : ВКТ,2008 Черных О. Г. Игровые уроки по литературе :5 класс.- М : ВАКО,2008 Литература : анализ эпизода : анализ стихотворения : учебно - методическое пособие / Н. В. Францова, Т. В. Доронина, Н. С. Генералова.- М.: Издательство « Экзамен », Формирование теоретико - литературных понятий в школе. А. Г. Балыбердина. Киров, 1974
Список использованных материалов, Интернет - ресурсов www. Ru.wikipedia.org russlovesnost. - газета « Первое сентября » - Все образование Интернета Русский филологический портал -« Учительская газета » - Российский образовательный портал - образовательный сервер « Школы в Интернет » Дистанционная поддержка учителей - словесников x3.htm