«Не зная прошлого – не построишь и будущего» Памятник древнерусской литературы «Домострой» на уроке внеклассного чтения в 8 классе
Вся история развития человеческой культуры есть история не только постепенного созидания новых, но и обнаружения старых культурных ценностей.
Московская улица в XVII веке.
Словарь В.И.Даля: ДОМ – строение для житья; хоромы (в городе); изба со всеми ухожами и хозяйством (в деревне) // Семейство, семья, хозяева с домочадцами // Род, поколение СТРОЙ – ряд, порядок, расположение, постановка подряд // Лад, устройство, распорядок, согласие // Строитель, попечитель, блюститель (устар.) «ДОМОСТРОЙ» - правила жизни, которые выработаны народным опытом и сознанием
А.П.Рябушкин. Семья купца в XVII веке
« Домострой » Памятник древнерусской литературы первой половины XVI века сложился на основе самых разных источников: деловых, хозяйственных, нравоучительных сочинений. Составление книги связывается с именем духовного наставника Ивана Грозного Сильвестра.
А.М.Васнецов. Эскиз декорации к опере П.И.Чайковского «Опричник»
Жанровое своеобразие «Домострой» 1 Поучение Слово 2 3 Городской рассказ «Обиходник» 4 5 Европейские «домострои»
А.М.Васнецов. Москва при Иване Грозном
Композиция «Домостроя» Почему? 1. Религиозные наставления «Как веровати и как царя чтить» (гл. 1-15). 2. Семейные отношения «Как в семье жить мужу, жене, детям и домочадцам» (гл ). 3. Хозяйственные рекомендации «Как дом свой добре строите» (гл ).
Ключевые слова Православие Отечество Семья Быт
Одежда горожан в XVI веке
- Согласны ли вы с тем, что не зная прошлого, не построишь и будущего? Трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет; но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит все свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова. В.О.Ключевский …последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого – раскрываем смысл будущего; глядя назад – шагаем вперед… А.И.Герцен Итог урока
Д.С.Лихачев Эстетическое изучение памятников древнего искусства представляется крайне важным и актуальным. Мы должны поставить памятники культур прошлого на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего. Лучшие произведения культуры, и, в частности, лучшие произведения литературы, продолжают участвовать в жизни человечества. Писатели прошлого, поскольку их продолжают читать и они продолжают свое воздействие, - наши современники. И надо, чтобы этих наших хороших современников было побольше. В произведениях гуманистических, человечных в высшем смысле этого слова культура не знает старения.
Горница в русском доме XVII в.
Спасибо за внимание!