Искусство древней Передней Азии Искусство Шумера и Аккада
Из истории Шумеры и аккадцы два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IVШ тысячелетий до н. э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тысячелетия до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш и др. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.
Шумеры создали и уникальную форму письменности клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы
Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из менее долговечного материала необожжённого кирпича.
Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке ( гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки).
Белый храм в Уруке
Красное здание в Уруке
Храм низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором не имел окон. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой стол для жертвоприношений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Арка, свод и купол - выпуклые архитектурные конструкции, используемые для перекрытия проема в стене или пространства между колоннами (арка), зданий и сооружений разнообразной конструкции (свод, купол). Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома.
До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Наиболее распространенным типом скульптуры был одорант (от лат. «adore» «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза одорантов; их часто инкрустировали. Инкрустация - украшение поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла и т. д, которые отличаются от нес цветом или материалом. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древнеегипетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность это условность изображения.
Ювелирные украшения
Орнаменты