Приемы биоэнергопластики – «театра пальчиков и языка» на подготовительном этапе работы по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ: БИОЭНЕРГОПЛАСТИКУ.
Advertisements

Методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме: Нетрадиционные методы в логопедии - биоэнергопластика
«Артикуляционная гимнастика это весело, полезно и интересно»
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой..
Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки русского языка, необходимо подготовить его артикуляционный.
Артикуляционная гимнастика Автор: учитель-логопед Савченко Светлана Геннадьевна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.
Путешествие веселого язычка Артикуляционная гимнастика.
Профилактика звукопроизношения у детей младшего возраста.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика ?. Цель артикуляционной гимнастики: выработка силы, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного.
Артикуляционная гимнастика МДОУ детский сад компенсирующего вида «Белочка» 3 (для детей с нарушениями речи)
Артикуляционная гимнастика для дошкольников. Что такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков.
Опубликовано на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 76 «Капелька» Артикуляционная гимнастика. Как.
Артикуляционная гимнастика Автор: учитель-логопед Быкова Наталья Сергеевна. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.
«Учусь говорить»
Учитель-логопед: Овчинникова И.В. г.Гусиноозерск 2013г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Графовская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» Использование.
«Артикуляционная гимнастика. Её значимость в коррекционной деятельности учителя - логопеда.» Автор : учитель-логопед : Гончарова И.А.
МАДОУ 53 г. Томска Учитель – логопед Максимова Анна Андреевна.
А РТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Составила: Учитель-логопед Кузнецова Л. В.
Артикуляционная гимнастика Учитель-логопед Чемоданова Ольга Викторовна МДОУ «Детский сад 227»
Транксрипт:

Приемы биоэнергопластики – «театра пальчиков и языка» на подготовительном этапе работы по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста Автор: Савченко Светлана Геннадьевна учитель-логопед Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 г. Хабаровска

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук.

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (ведущей), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.

«… Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику». А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко.

Методика коррекционной работы при дизартрии включает: медицинское воздействие; психолого – педагогическую помощь; логопедическую работу.

Структура индивидуального логопедического занятия I блок, подготовительный: Нормализация тонуса мышц органов артикуляции (дифференцированный логопедический массаж). Нормализация моторики органов артикуляции (артикуляционная гимнастика). Нормализация речевого дыхания (дыхательная гимнастика). Нормализация голоса и голосовых модуляций (голосовая гимнастика). Нормализация просодики. Развитие тонких дифференцированных движений в пальцах рук.

II блок, основной: Определение последовательности работы над звуками. Отработка и автоматизация основных артикуляционных укладов нарушенных звуков. Развитие фонематического слуха. Слуховая дифференциация фонем, нуждающихся в коррекции. Постановка звука традиционными в логопедии способами. Автоматизация поставленных звуков. Дифференциация поставленных звуков с оппозиционными фонемами. Отработка слов сложной звуко-слоговой структуры. Тренировка правильных произносительных навыков в различных речевых ситуациях.

III блок, домашнее задание. Включает материал для закрепления знаний, умений, навыков, приобретённых на индивидуальных занятиях. Кроме того, планируются задания из психолого - педагогического аспекта коррекционного воздействия: развитие стерео генеза (узнавания предметов на ощупь); развитие конструктивного праксиса; формирование пространственных представлений; Формирование графо-моторных навыков.

Приём биоэнергопластики используется на подготовительном этапе работы над звукопроизношением.

1-е занятие. Дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.

3 – 4 занятие. У детей подключается к артикуляции движение одной кисти ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата.

Такая пальцево–речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяется счёт, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать чёткий образец движения.

Этапы работы над системой упражнений I этап – диагностический. Определяется структура дефекта, его клинические проявления и пути коррекции. II этап – подготовительный. Создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. III этап – основной. Отработка и автоматизация упражнений и артикуляционных укладов.

Начинаем с упражнения «Птенчики». Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

1) Темп выполнения медленный Рот открыт – счёт до пяти. Рот закрыт – счёт до пяти. 2)Темп выполнения постепенно увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счёт и движение руки. На счёт - один – челюсть опускается на ширину двух пальцев. Язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, всё внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными. «Часики» - сжатая и опущенная вниз ладонь движется под счёт влево – вправо.

«Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх – вниз.

«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт кисть руки поворачивается вправо – влево.

«Расчешем губку» - напряжённые пальцы расставлены и смотрят вверх, предплечья и кисти рук слегка поднимаются, имитируя движение нижней челюсти.

«Вкусное варенье» - сложенные «чашечкой» ладони поднимаются вверх одновременно с язычком.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребёнку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу. «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. На счёт 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно улыбкой 5 секунд, на счёт 2 – ладонь сворачивается в кулак. И т. д.

«Хоботок» - ладонь собрана в щепотку, большой палец прижат к среднему.

«Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая напряжённая ладонь опущена вниз.

«Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».

«Вкусное варенье» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки», широким язычком облизываем верхнюю губку.

Применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков, у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, т.к. работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Необходимо привлечь внимание ребёнка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и чёткости. Общие упражнения (отработанные на индивидуальных занятиях) могут выноситься во фронтальные формы работы.

Упражнение «Горизонтальная восьмёрка» 1-2 неделя. Упритесь языком в зубы, стараясь их «вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторите 10 раз. 3 – 6 неделя. Вытянутой перед собой рукой со сжатым кулаком и выставленными указательным и средним пальцами рисовать знак бесконечности (руку отводить как можно дальше влево и вправо).Глазами следить за кончиками пальцев, не поворачивая головы. 7 – 8 неделя. Одновременно с глазами следить за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмёрки хорошо выдвинутым изо рта языком

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Результаты мониторинговых исследований

Библиография 1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. – М., Архипова Е.Ф. Логопедические массаж при дизартрии. – М., Блудов А.А., Белова Н.В. Дизартрия. NET. Лечение нарушений произношения у детей и взрослых. – СПб., Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М., Волкова Л.С. Логопедия. – М., Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М., Поварова И.А. Практикум для заикающихся. – СПб., Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб., Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом физиологии. – М., Сиротюк А.Л. Коррекция интеллекта дошкольников. – М., Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. – М., 1999.

Приложение Как Машенька научила свой язычок трудиться. (комплекс артикуляционных упражнений) На заборе – Петушок, на окошке – кошка, Предлагает Машенька поиграть немножко. (Дети садятся перед зеркалами) Непослушный мой язык заниматься не привык. Только это не годиться – научу его трудиться! («Наказать непослушный язык») В руках глина, пластилин, а язык во рту, как блин. («Блинчик») Подниму-ка вверх края – вот и чашечка моя! («Чашечка») Нарисую я картинку: кошка выгибает спинку. И язык старается, горкой поднимается! («Горка») Мой язык стал маляром. Краска, валик – всё при нём. Аккуратно язычок красит в доме потолок. («Маляр») Поиграть мы захотели, на качели вместе сели, Вверх – вниз, вверх – вниз, крепче, язычок, держись! («Качели») Язычок мой не ленился, щёлкать целый день учился, А как только научился, то с лошадкой подружился! («Лошадка») Отдыхает язычок. Не мешай ему, дружок. Он спокоен, он устал. Он послушным сразу стал. («Сделать язык широким»)

Прогулка Весёлого язычка с героями сказки «Колобок» (комплекс артикуляционных упражнений) Язык вышел погулять, стал движенья выполнять: По ступенькам пошагал («Ступеньки»: раз – обхватить языком верхнюю губу, два – обхватить языком верхние зубы, Три – «приклеить язык к альвеолам за верхними зубами), На качелях полетал («Качели»), На лошадке поскакал («Лошадка»), В футбол с друзьями поиграл («Футбол»), На скамеечку присел («Лопаточка»), Влево – вправо посмотрел («Часики»). Стал он с Колобком играть и движенья выполнять… По ступенькам пошагали, на качелях полетали, На лошадке поскакали, в футбол с друзьями поиграли, На скамеечку присели, влево – вправо посмотрели, Стали с Зайчиком опять все движенья выполнять… Детям предлагается самостоятельно выбрать следующего героя игры.

Зайкина шубка (комплекс массажных упражнений для языка ) Зайка шубку себе шил, белый мех к зиме купил. («Лопаточка») Гладил мех, расчёсывал (погладить язык губами, просовывая его между зубами), Резал и кроил. (Покусать язык зубами) К нам сегодня в новой шубке в гости приходил. (Погладить язык губами)

Список используемых источников Литература Анищенкова Е.С.Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М., Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – М.: КАРО, Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, Источники иллюстраций: Фотографии из личного архива автора.