Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ 30 г. Белово Белово 2010 Закон сохранения импульса Подготовка к ГИА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Закон сохранения импульса. Рене Декарт ( ), французский философ, математик, физик и физиолог. Высказал закон сохранения количества движения,
Advertisements

Закон сохранения импульса Проект подготовил ученик 10 класса Гусаров Иван.
Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ 30 г. Белово Белово 2010 Равномерное прямолинейное движение Подготовка к ГИА.
Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ 30 г. Белово Белово 2010 Механическое движение. Траектория, путь, перемещение Подготовка к ГИА.
Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ 30 г. Белово Белово 2010 Импульс тела Подготовка к ГИА.
Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ 30 г. Белово Белово 2010 Скорость Подготовка к ГИА.
Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ 30 г. Белово Белово 2010 Закон сохранения механической энергии Подготовка к ГИА.
Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ 30 г. Белово Белово 2010 Равноускоренное прямолинейное движение Подготовка к ГИА.
Ракетное движение. Реактивное движение- это движение тела, возникающее вследствие отделения от него части его массы с некоторой скоростью. Все виды движения,
Решение задач по теме: «Закон сохранения импульса и механической энергии» 9 класс Пёрышкин А.В. Гутник Е.М. Презентацию подготовила Денисова Наталия Викторовна.
Импульс тела. Закон сохранения импульса. Импульс тела Внутренние силы, действующие в замкнутой системе тел, не могут изменить полный импульс системы.
Презентация к уроку по физике (10 класс) по теме: Презентация к уроку "Решение задач на применение закона сохранения импульса"
Импульс тела. Закон сохранения Учитель Кононов Геннадий Григорьевич СОШ 29 Славянский район Краснодарского края.
Решение задач на применения закона сохранения импульса.
Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ 30 г. Белово Белово 2010 Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии Подготовка к.
Тема 4Соударения Автор: Г.Г. Бажина – учитель физики МБОУ ГИМНАЗИЯ 11 г.Красноярск.
Решение задач на законы сохранения импульса и энергии.
Учитель физики высшей Учитель физики высшей квалификационной категории квалификационной категории - Волкова Е.В. - Волкова Е.В. МОУ СОШ 3 с.п. Аргудан.
Закон сохранения импульса подготовка к ЕГЭ Автор презентации: Булатова О.Г.
Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ 30 г. Белово Белово 2010 Кинетическая энергия. Потенциальная энергия Подготовка к ГИА.
Транксрипт:

Учитель: Попова И.А. МОУ СОШ 30 г. Белово Белово 2010 Закон сохранения импульса Подготовка к ГИА

повторение закона сохранения импульса и решение типовых задач по теме в соответствии с кодификатором ГИА и планом демонстрационного варианта экзаменационной работы Цель:

Рене Декарт Рене Декарт ( ), французский философ, математик, физик и физиолог. Высказал закон сохранения количества движения, определил понятие импульса силы.

Закон сохранения импульса Импульсом тела (количеством движения) называют меру механического движения, равную в классической теории произведению массы тела на его скорость. Импульс тела является векторной величиной, направленной так же, как и его скорость.

Изменение импульса тела происходит при взаимодействии тел, например, при ударах. ЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА – ЭТО СИСТЕМА ТЕЛ, КОТОРЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ ТОЛЬКО ДРУГ С ДРУГОМ

Абсолютно упругий и абсолютно неупругий удары Абсолютно неупругим ударом называют такое ударное взаимодействие, при котором тела соединяются (слипаются) друг с другом и движутся дальше как одно тело. Неупругий удар (тело"прилипает" к стенке): Абсолютно упругий удар (тело отскакивает с прежней по величине скоростью)

Закон сохранения импульса при центральном столкновении шаров

Законы сохранения: Закон сохранения импульса Закон сохранения импульса: В замкнутой системе векторная сумма импульсов всех тел, входящих в систему, остается постоянной при любых взаимодействиях тел этой системы между собой. нецентральное соударение 1 – импульсы до соударения; 2 – импульсы после соударения; 3 – диаграмма импульсов. Примеры применения закона сохранения импульса: 1. Любые столкновения тел (биллиардных шаров, автомобилей, элементарных частиц и т.д.); 2. Движение воздушного шарика при выходе из него воздуха; 3. Разрывы тел, выстрелы и т.д.

Закон сохранения импульса при столкновении ледокола с льдиной

Примеры применения закона сохранения импульса Закон строго выполняется в явлениях отдачи при выстреле, явлении реактивного движения, взрывных явлениях и явлениях столкновения тел. Закон сохранения импульса применяют: при расчетах скоростей тел при взрывах и соударениях; при расчетах реактивных аппаратов; в военной промышленности при проектировании оружия; в технике - при забивании свай, ковке металлов и т.д. Закон сохранения импульса служит основой для объяснения обширного круга явлений природы, применяется в различных науках.

Закон сохранения импульса при стрельбе из орудия

Закон сохранения импульса лежит в основе реактивного движения. Большая заслуга в развитии теории реактивного движения принадлежит Константину Эдуардовичу Циолковскому. Основоположником теории космических полетов является выдающийся русский ученый Циолковский ( ). Он дал общие основы теории реактивного движения, разработал основные принципы и схемы реактивных летательных аппаратов, доказал необходимость использования многоступенчатой ракеты для межпланетных полетов. Идеи Циолковского успешно осуществлены в СССР при постройке искусственных спутников Земли и космических кораблей.

Реактивное движение Движение тела, возникающее вследствие отделения от него части его массы с некоторой скоростью, называют реактивным. Все виды движения, кроме реактивного, невозможны без наличия внешних для данной системы сил, т. е. без взаимодействия тел данной системы с окружающей средой, а для осуществления реактивного движения не требуется взаимодействия тела с окружающей средой. Первоначально система покоится, т. е. ее полный импульс равен нулю. Когда из системы начинает выбрасываться с некоторой скоростью часть ее массы, то (так как полный импульс замкнутой системы по закону сохранения импульса должен оставаться неизменным) система получает скорость, направленную в противоположную сторону.

При взаимодействии изменение импульса тела равно импульсу действующей на это тело силы При взаимодействии тел друг с другом изменение суммы их импульсов равно нулю. А если изменение некоторой величины равно нулю, то это означает, что эта величина сохраняется. Практическая и экспериментальная проверка закона прошла успешно и в очередной раз было установлено, что векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не изменяется. Закон сохранения импульса. Выводы

Подборка заданий по кинематике (из заданий ГИА гг.) Рассмотрим задачи:

ГИА Для придания наиболее эффективного ускорения космическому кораблю струя выхлопных газов, вырывающаяся из сопла его реактивного двигателя, должна быть направлена 1) по направлению движения корабля 2) противоположно направлению движения корабля 3) перпендикулярно направлению движения корабля 4) под произвольным углом к направлению движения корабля

ГИА Первое тело массой 2 кг движется со скоростью 6 м/с, второе неподвижно. После столкновения оба тела движутся вместе со скоростью 2 м/с. Какова масса второго тела? 1.6 кг 2.2/3 кг 3.3/2 кг 4.4 кг

ГИА Всегда ли в инерциальных системах отсчета можно применять законы сохранения механической энергии и импульса к замкнутой системе тел, на которые не действуют внешние силы? 1) Всегда можно применять оба закона. 2) Закон сохранения механической энергии можно применять всегда, закон сохранения импульса не всегда. 3) Закон сохранения импульса можно применять всегда, закон сохранения механической энергии не всегда. 4) Оба закона можно применять не всегда.

ГИА Тележка массой 10 кг, движущаяся по гладкой горизонтальной поверхности со скоростью 5 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой такой же массы и сцепляется с ней. Скорость тележек после взаимодействия равна 2,5 Ответ:______(м/с).

ГИА Два шара массами 1 и 0,5 кг движутся навстречу друг другу со скоростями 5 и 4 м/с соответственно. Определите скорость шаров после их абсолютно неупругомго столкновения. 2 Ответ: ____________(м/с)

ГИА Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, догоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Найдите скорость вагонов после взаимодействия, если удар не упругий. 0,24 Ответ: ___________(м/с)

ГИА Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нем. Определите модуль скорости вагона после попадания в него снаряда, если первоначально вагон двигался со скоростью 7,2 км/ч в направлении, противоположном движения снаряда. 3 Ответ: ___________(м/с)

ГИА Шарик массой 100 г движется с постоянной скоростью 1,5 м/с; после удара о преграду он движется обратно, не меняя скорости по модулю. Определите изменение импульса шарика. 0.3 Ответ: ________(кгм/с)

ГИА Человек массой 80 кг переходит с носа на корму лодки длиной 5 м. Какова масса лодки, если она за время этого перехода переместилась в стоячей воде в обратном направлении на 2 м? Начальная скорость лодки относительно воды равна нулю. 120 Ответ: ________(кг) v ~ s

(ГИА 2009 г.) 22. Тележка массой 20 кг, движущаяся со скоростью 0,8 м/с, сцепляется с другой тележкой массой 30 кг, движущейся навстречу со скоростью 0,2 м/с. Чему равна скорость движения тележек после сцепки, когда тележки будут двигаться вместе? 0,2

ГИА Мальчик, ударяя мяч массой 0,7 кг, сообщает ему скорость 15 м/с. Считая продолжительность удара равной 0,02 с, определите силу удара. 525 Ответ: ________(Н)

ГИА На околоземной орбите космонавт массой 100 кг в открытом космосе выбросил мусорный контейнер массой 20 кг, и контейнер стал удаляться от него со скоростью 1,2 м/с в направлении, противоположном направлению движения космонавта относительно Земли. Как изменилась при этом скорость космонавта относительно Земли? Ответ запишите числом (в м/с). 0,24

ГИА 2010 г. 3. Для придания наиболее эффективного ускорения космическому кораблю струя выхлопных газов, вырывающаяся из сопла его реактивного двигателя, должна быть направлена 1. по направлению движения корабля 2. противоположно направлению движения корабля 3. перпендикулярно направлению движения корабля 4. под произвольным углом к направлению движения корабля

ГИА Можно ли двигать парусную лодку, направляя на паруса поток воздуха из мощного вентилятора, находящегося на лодке? Что случится, если дуть мимо паруса? Когда струя воздуха попадает на парус, лодка остается на месте. Если дуть мимо паруса, лодка будет двигаться.

(ЕГЭ 2001 г., Демо) А4. После пережигания нити, удерживающей пружину (см рисунок), левая тележка начала двигаться со скоростью 0,4 м/с. На рисунке указаны массы грузов вместе с тележками. С какой по модулю скоростью будет двигаться правая тележка? 1.0,4 м/с 2.0,8 м/с 3.0,2 м/с 4.1,2 м/с

(ЕГЭ 2002 г., Демо) А5. Тележка массой m, движущаяся со скоростью v, сталкивается с неподвижной тележкой той же массы и сцепляется с ней. Импульс тележек после взаимодействия равен mv/2 3. mv 4.2mv

(ЕГЭ 2003 г., демо) А26. Неподвижная лодка вместе с находящимся в ней охотником имеет массу 250 кг. Охотник выстреливает из охотничьего ружья в горизонтальном направлении. Какую скорость получит лодка после выстрела? Масса пули 8 г, а ее скорость при вылете равна 700 м/с. 1.22,4 м/с 2.0,05 м/с 3.0,02 м/с м/с

(ЕГЭ 2008 г., ДЕМО) А6. Шары одинаковой массы движутся так, как показано на рисунке, и абсолютно неупругом соударяются. Как будет направлен импульс шаров после соударения?

Литература 1.Гутник, Е. М., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / Е. М. Гутник, А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, – 302 с. 2.Зорин, Н.И. ГИА Физика. Тренировочные задания: 9 класс / Н.И. Зорин. – М.: Эксмо, – 112 с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). 3.Кабардин, О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы / О.Ф. Кабардин. – М.: Дрофа, – 219 с; 4. МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. ФИЗИКА. Образовательный портал Курганской области //[Электронный ресурс]// htm htm 5. Основные понятия кинематики //[Электронный ресурс]// collection.edu.ru/dlrstore/f ecae-d464-caf0-9105f5d9cda5/ htmhttp://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/f ecae-d464-caf0-9105f5d9cda5/ htm 6.Перышкин, А. В., Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, – 198 с. 7.Перышкин, А. В., Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных школ / А. В. Перышкин. - М.: Дрофа, – 196 с. 8. Урок 5/17. Материальная точка. Траектория движения. Координаты точки. Перемещение и путь (§§ 2.6, 2.7). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //[Электронный ресурс]// 408c-aea4-a /110204/ 408c-aea4-a /110204/ 9. Федеральный институт педагогических измерений. Контрольные измерительные материалы (КИМ) Физика ГИА г. / /[Электронный ресурс]// г Федеральный институт педагогических измерений. Контрольные измерительные материалы (КИМ) Физика ЕГЭ //[Электронный ресурс]//