Урок литературы в 5 классе Интерпретация стихотворения С.А. Есенина «Поет зима - аукает» Автор: учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа» Ермилова Людмила Серафимовна
Цели урока: -формировать первоначальные навыки интерпретации лирического произведения -формировать первоначальные навыки интерпретации лирического произведения -формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности -развивать эмоциональную отзывчивость, воображение, умение представлять картину, нарисованную автором, понимать его чувства -развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление, умение видеть в обычном необычное, замечать красоту природы
Сергей Есенин - нежная песня России
Истоки есенинской поэзии: родной дом православная вера детское восприятие мира красота родных рязанских просторов русские народные песни – животворная нравственная сила
Дом Есениных в с. Константиново
Родители поэта – Александр Никитич и Татьяна Федоровна Есенины
Красный угол в горнице дома Есениных
Храм в с.Константиново Край рязанских раздолий Похвальный лист Сергея Есенина, школа, где он учился
Живописные рязанские просторы, великолепные закаты над рекой Окой зачаровывали и волновали душу
Деревенское детство Сергея Есенина прошло на рязанщине. С молоком матери впитал поэт запахи свежескошенного сена, медовых сот, берез и кленов. Воспринимая природу как живое существо, он сумел открыть ее красоту
Поет зима - аукает
…мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка
Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую седые облака
А по двору метелица ковром шелковым стелется
Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна
А вьюга с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней
Выразительные средства языка Эпитеты: мохнатый (лес), глубокая (тоска), седые (облака), прекрасная (весна) Сравнение: воробышки, как детки сиротливые; (как, словно, точно, как будто) Олицетворения: поет зима, плывут облака, злится и стучит по ставням вьюга, Метафора: метелица ковром шелковым стелется в улыбках солнца красавица весна
Тема стихотворения – это то, о чем рассказывает писатель - события, факты, жизненные явления зимняя непогода, метель Идея стихотворения – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор природа красива в любое время года
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Поет зима - аукает», написать интерпретацию стихотворения
Используемые ресурсы 1. Воронцов К.П. Мой край задумчивый и нежный! Сергей Есенин в Константинове М: - «Советская Россия», Есенин С. Бабушкины сказки. Стихи для детей. Ленинград. Учебное издательство Интернет-ресурсы: