Творчество Михаила Михайловича ПРИШВИНА. Урок внеклассного чтения во 2 классе. Автор: Кочубей С. Н. ХМАО-ЮГРА.
ПРИШВИН Михаил Михайлович [23 января (4 февраля) 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губ., ныне в Липецкой обл. 16 января 1954, Москва], русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.
Пришвин родился в купеческой семье (отец умер, когда мальчику было семь лет). Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю. Переехав в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, окончил шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 поступил в Рижский политехникум (химико- агрономическое отделение).
В 1900 уехал в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. Вернувшись в Россию, в работал агрономом в Тульской, а затем в Московской губернии, в г. Луга, в вегетационной лаборатории профессора Д. Н. Прянишникова в Петровской сельскохозяйственной академии, служил в Петербурге секретарем у крупного петербургского чиновника В. И. Филипьева, составлял сельскохозяйственные книги: «Картофель в полевой и огородной культуре» и др., затем корреспондент в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро России», «День» и др.
Во время Первой мировой войны отправляется на фронт в качестве санитара и военного корреспондента. После совмещал краеведческую работу с работой агронома и учителя: преподавал в бывш. Елецкой гимназии (из которой был исключен в детстве), в школе второй ступени в селе Алексино Дорогобужского района (там же директор), служил инструктором народного образования. Организовал музей усадебного быта в бывш. имении Барышникова, принимал участие в организации музея в г. Дорогобуже.
Первый рассказ Пришвина «Сашок» был напечатан в В путешествиях по русскому Северу (Олонецкая губ., Карелия), куда Пришвин отправился увлекшись фольклором и этнографией, родилась первая книга писателя «В краю непуганых птиц» (издана в 1907) путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. Она принесла ему известность, он удостоен за нее серебряной медали Императорского географического общества.
В следующих книгах «За волшебным колобком» (1908), «Черный араб» (1910) и др. также сочеталась научная пытливость с особой натурфилософией и поэзией природы, определивших особое место Пришвина в русской литературе.
В е Пришвин выпускает книги «Башмаки» (1923), «Родники Берендея» (1925), повесть «Жень-шень» (первоначальное название «Корень жизни», 1933) и т. д., где помимо замечательных описаний природы, глубокого проникновения в ее повседневную жизнь и образов простых людей, живущих с ней в одном ритме, важную роль играет сказка, миф.
Поэтическое мировосприятие, художническая зоркость к мельчайшим подробностям жизни становятся основой многих детских рассказов Пришвина, собранных в книгах «Зверь-бурундук», «Лисичкин хлеб» (1939) и др. В Кладовой солнца (1945) Пришвин создает сказку о детях, попавших из-за разлада между собой в лапы коварных мшар (лесные сухие болота), но спасенных оставшейся без хозяина охотничьей собакой. Рассказы Пришвина о животных, в том числе и охотничьи, отличаются естественным пониманием их психологии. Бессловесный мир благодаря писателю обретает язык, становится ближе.
Пришвину принадлежит такое важное понятие, как творческое поведение. Ища уединения в природе, много путешествуя по стране, часто меняя места жительства, он сосредоточенно и целеустремленно думал о более глубокой, органичной связи с миром и людьми. Он хотел творчески выстроить свой внутренний мир не только на отвлеченном разуме или слепом чувстве, но на целостном органичном мировосприятии, соединяющем явления в осознанном и просветленном переживании «родственности».
Выберите верный ответ: 1. Про каких птиц рассказал автор Зиночке: а) рябчика б) журавля в) тетерева 2. Какие травы принёс домой: а) кукушкины слёзы; б) ромашка; в) заячья капуста 3. Какой ягодой угощал Зиночку: а) черникой; б) малиной; в) костяникой; г) брусникой.
Выберите верный ответ: 1. Куда ходил Журка с женой автора: а) за водой. б) в лес, за грибами. в) корову доить. г) в магазин. 2. Сколько лягушек съел Журка: а) 20 б) 43 в) 11 г) На какие звуки откликался Журка: а) Хру-хру б) вью-вью в) Фри-фри г) Фру-фру.
1. Для чего срывали одуванчики мальчишки? 2. Сколько одуванчиков росло на лугу? 3. Как все называли луг? 4. Каким луг увидел утром мальчик? 5. С чем сравнил мальчик одуванчики? 6. Почему одуванчик стал самым интересным цветком для мальчиков?