Урок литературы в 8 классе «Смех- дело серьезное…» ( по рассказу М.Зощенко «История болезни» и рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»)
Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье умных ваших глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений- Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас не накажу. За странный слог не обессудьте. А дальше прозой я скажу.
-Что такое смех? -А как вы считаете, почему существует такое выражение: Смех – дело серьезное. -Как может быть смех серьезным? -Как может быть смех серьезным?
Цель урока: разобраться в том, почему же «смех-дело серьезное», познакомить учащихся с рассказом Тэффи «Жизнь и воротник» и рассказом М.Зощенко «История болезни»; приобщить к восприятию сатиры и юмора.
Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила ( Н.В.Гоголь)
"Ее считают самой занимательной и "смешной" писательницей и в дорогу берут томик ее рассказов" М.Зощенко "Ее считают самой занимательной и "смешной" писательницей и в дорогу берут томик ее рассказов" М.Зощенко Надежда Александровна Лохвицкая ( )
"Сатира создается тогда, когда появится писатель, который сочтет несовершенной текущую жизнь, и, негодуя, приступит к художественному обличению ее. Полагаю, что путь такого художника будет весьма и весьма труден" М.Булгаков Михаил Михайлович Зощенко( )
Михаил Зощенко С начала литературной деятельности в качестве сатирика Зощенко испытал неприязненное отношение к себе со стороны властей и официальной критики. Его заставляли менять сюжеты, внешний облик героя, многим редакторам не нравился и сказочный жанр, просили писать нормальные рассказы.
-Какое настроение вызывают у вас рассказы Михаила Зощенко и Надежды Тэффи?
Юмор- изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличии от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает. Сатира-обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности. Сатира отличается своей активностью, волевой направленностью и целеустремленностью. В сатире звучат негодование и возмущение.
«Жизнь и воротник» Тэффи и «История болезни» М.Зощенко Что объединяет оба эти рассказа? Что объединяет оба эти рассказа? Подумайте, отражают ли названия рассказов их содержание? Подумайте, отражают ли названия рассказов их содержание?
«Жизнь и воротник» Тэффи и «История болезни» М.Зощенко
-Подумайте, какими правильно назвать рассказы М.Зощенко и Надежды Тэффи -юмористическими или сатирическими? Почему?
Так почему же смех- дело серьезное?
Да, смех - дело серьезное! С помощью его мы освобождаемся от какого-то порока, это замечательный лекарь и педагог. Проблемы х годов нашего столетья, взятые под увеличительное стекло писателей-сатириков, актуальны и сегодня.
Домашнее задание: оформить письменное высказывание на тему: «Над чем смеется М.Зощенко ( или Тэффи) ( по рассказу «История болезни» или « Жизнь и воротник»)».
Список используемой литературы: Паршуков В.Г. Авторская программа по литературе в 9-11 классах "Человек в меняющемся мире". - Курган: ИПК, 1997 г. wdoc&doc=1086&id= Г. Белая. "Михаил Зощенко - юморист, сатирик, моралист". 4. Брызгалова Е.Н. « Изучение рассказов Тэффи в 6 классе» / «Русская словесность» , стр М.Б. Ганженко «Озирать жизнь сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».Рассказ Зощенко « История болезни» // «Русская словесность» , стр « Мир уцелел, потому что смеялся».Урок по творчеству М.Зощенко в 6 классе/Литература в школе Зощенко М. Избранное. Т. 1 - М., html Фотографии :
ense.htm tsja_nad_nesmeshnymi_shutkami Didi.htm otvechaet-testosteron.htm