Особенности речи героев в романе И.А Гончарова «Обломов» Особенности речи героев в романе И.А Гончарова «Обломов» Подготовила ученица 10 «В» класса МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области Воробьёва Екатерина Воробьёва Екатерина Учитель Халяпина Л.Н. Учитель Халяпина Л.Н.
Язык романа отличается Язык романа отличается чистотой и лёгкостью. чистотой и лёгкостью. Белинский, при жизни Белинский, при жизни которого вышел только которого вышел только первый роман Гончарова первый роман Гончарова « Обыкновенная история », отмечал чистый, правильный, лёгкий, свободный, льющийся » язык Гончарова. К этому критик добавлял, что рассказ Гончарова « живая импровизация », что, « читая Гончарова, думаешь, что не читаешь, а слышишь мастерский изустный рассказ ». Те же особенности языка Гончарова видны и в романе « Обломов ».
Основная особенность авторской речи в романе заключается в том, что построена она на основе живого, разговорно - бытового народного языка. В языке персонажей встречаются такие общеупотребительные народные слова, как « чай » в значении « вероятно » (« чай, валяются где - нибудь на Основная особенность авторской речи в романе заключается в том, что построена она на основе живого, разговорно - бытового народного языка. В языке персонажей встречаются такие общеупотребительные народные слова, как « чай » в значении « вероятно » (« чай, валяются где - нибудь на чердаке ») или « дрыхнуть », чердаке ») или « дрыхнуть », « брякнуть », придающие « брякнуть », придающие речи героев разговорный речи героев разговорный колорит. колорит.
Сравнения Гончарова просты и очень часто основаны на материале крестьянского быта : « лежишь, как колода », « не человек, а просто солома »; луна похожа у него « на медный, вычищенный таз », а Пшеницына, когда Обломов хотел поцеловать её, « стояла, как лошадь, на которую надевают хомут ». Сравнения Гончарова просты и очень часто основаны на материале крестьянского быта : « лежишь, как колода », « не человек, а просто солома »; луна похожа у него « на медный, вычищенный таз », а Пшеницына, когда Обломов хотел поцеловать её, « стояла, как лошадь, на которую надевают хомут ». Когда Тарантьев говорил, то могло показаться, как пишет автор, « будто три пустые телеги едут по мостовой ». Подобные Когда Тарантьев говорил, то могло показаться, как пишет автор, « будто три пустые телеги едут по мостовой ». Подобные сравнения явно обнаруживают сравнения явно обнаруживают стремление автора к просторечию. стремление автора к просторечию.
В романе также много сравнений и литературного характера. Попытку как - то расшевелить сонную жизнь Обломова знакомством с Ольгой Штольц сравнивает с внесением лампы в мрачную комнату. Есть в романе и сравнения - афоризмы такого типа :. « Хитрость всё равно, что мелкая монета, на которую не купишь много ». Использует Гончаров и поэтические метафоры : когда Ольга запела романс без увлечения, автор говорит : « Она вынула свою душу из пения ». В романе также много сравнений и литературного характера. Попытку как - то расшевелить сонную жизнь Обломова знакомством с Ольгой Штольц сравнивает с внесением лампы в мрачную комнату. Есть в романе и сравнения - афоризмы такого типа :. « Хитрость всё равно, что мелкая монета, на которую не купишь много ». Использует Гончаров и поэтические метафоры : когда Ольга запела романс без увлечения, автор говорит : « Она вынула свою душу из пения ».
В реалистическом произведении язык героя носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим и в романе Гончарова, Обломов и Ольга говорят обычным языком интеллигентного слоя дворянства. При этом у Ольги, выросшей в городе, почти не чувствуется простонародная лексика. Это изящный язык благовоспитанной девушки. В реалистическом произведении язык героя носит отпечаток его социального положения и профессии. Это мы находим и в романе Гончарова, Обломов и Ольга говорят обычным языком интеллигентного слоя дворянства. При этом у Ольги, выросшей в городе, почти не чувствуется простонародная лексика. Это изящный язык благовоспитанной девушки. В языке Обломова, выросшего в деревне, В языке Обломова, выросшего в деревне, простонародные слова встречаются довольно часто, например : « Дёрнуло меня, брякнуть »; « Трескает он картофель да селёдку »; « намедни » и др. простонародные слова встречаются довольно часто, например : « Дёрнуло меня, брякнуть »; « Трескает он картофель да селёдку »; « намедни » и др.
Но в основном язык персонажей Гончарова характеризуется не словарным составом, а своеобразной интонацией. Речь Обломова обычно спокойна. Только в редких случаях под влиянием раздражения ( например, когда Захар сравнил его с « другими » людьми или в сцене изгнания Тарантьева ) она принимает взволнованный характер. Но в основном язык персонажей Гончарова характеризуется не словарным составом, а своеобразной интонацией. Речь Обломова обычно спокойна. Только в редких случаях под влиянием раздражения ( например, когда Захар сравнил его с « другими » людьми или в сцене изгнания Тарантьева ) она принимает взволнованный характер. Речь Ольги изящна, рассудительна, вдумчива, то оживлённо остроумна, то грустна. Речь Ольги изящна, рассудительна, вдумчива, то оживлённо остроумна, то грустна. В речи Штольца звучит самоуверенность, настойчивость, в речи Захара сказывается неповоротливость мысли, простоватость, а в речи Тарантьева грубость. В речи Штольца звучит самоуверенность, настойчивость, в речи Захара сказывается неповоротливость мысли, простоватость, а в речи Тарантьева грубость.
В речи персонажей встречаются пословицы и поговорки, например : « Перемелется мука будет », « Пострел везде поспел » и др. В речи персонажей встречаются пословицы и поговорки, например : « Перемелется мука будет », « Пострел везде поспел » и др. Диалогом Гончаров владеет блестяще. Читателя невольно захватывают не только такие драматические эпизоды романа, как сцена разрыва Обломова с Ольгой или разговор Обломова со Штольцем об обломовщине, но и бытовые диалоги, полные юмора, вроде разговора Обломова с Захаром в 8- й главе второй части романа. Диалогом Гончаров владеет блестяще. Читателя невольно захватывают не только такие драматические эпизоды романа, как сцена разрыва Обломова с Ольгой или разговор Обломова со Штольцем об обломовщине, но и бытовые диалоги, полные юмора, вроде разговора Обломова с Захаром в 8- й главе второй части романа.
Все эти художественные достоинства романа Гончарова делают понятной всеобщую высокую оценку, какую даёт ему русское общество. Впечатление, произведённое « Обломовым » при его появлении в свет, было огромно. На роман сразу откликнулся Н. А. Добролюбов. Герцен назвал роман « превосходной вещью ». Л. Н. Толстой и А. М. Горький оценили роман как один из лучших в русской литературе. Все эти художественные достоинства романа Гончарова делают понятной всеобщую высокую оценку, какую даёт ему русское общество. Впечатление, произведённое « Обломовым » при его появлении в свет, было огромно. На роман сразу откликнулся Н. А. Добролюбов. Герцен назвал роман « превосходной вещью ». Л. Н. Толстой и А. М. Горький оценили роман как один из лучших в русской литературе.
Информационные ресурсы Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература XIX века.10 класс : Учебник для общеобразовательный учреждений : В 2 ч. Ч.1. – 2- е изд. – М.: ООО « ТИД « Русское слово – РС », – 336 с. Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература XIX века.10 класс : Учебник для общеобразовательный учреждений : В 2 ч. Ч.1. – 2- е изд. – М.: ООО « ТИД « Русское слово – РС », – 336 с.