Направления развития общего интеллекта Чем развивается
1. Вербально-лингвистический Любая работа с устным и письменным текстом, сочинениями.
2. Логико-математический Задания на смекалку. Занимательные задачи. Логические игры и головоломки. Софизмы и парадоксы.
3. Визуально-пространственный Рисование, лепка; моделирование в пространстве. Задания на активное воображение. Мысленные эксперименты. Использование наглядных средств.
4. Моторно-двигательный Ролевые игры. Драматизация. Танцы. Физкультура, спорт. Развитие моторики рук. Трудовые навыки.
5. Музыкально-ритмический Пение. Разучивание ритмических памяток. Природные звуки.
Межличностный Работа в команде. Взаимообучение. Создание ситуаций взаимопомощи.
7. Внутриличностный Развитие навыков саморегуляции, самоконтроля, самооценки. Целенаправленное развитие навыков системного мышления. Развитие интуиции.
Выводы 1. Не может быть универсальной системы оценки интеллекта для людей из разных социальных слоев. 2. Интеллект может быть развит минимум по 7 направлениям. 3. У каждого человека интеллектуальные способности развиты в разной степени. 4. Большинство людей может развить в себе любой тип интеллекта. 5. Различные типы интеллекта могут взаимодействовать. 6. Существует много способов развития одного и того же типа интеллекта.
Этапы развития личностных характеристик человека
От рождения до года Доверие к окружающему миру Недоверие к окружающему миру
От года до трех лет СамостоятельностьНерешительность
4-5 лет Предприимчивость Чувство вины
6-12 лет Умелость Неполноценность
20-25 лет ИнтимностьИзолированность
24-64 года ПродуктивностьИнертность
64 года и до конца ЭкоинтеграцияОтчаяние
Неблагополучный вариант развития Недоверие к окружающему миру Нерешительность Чувство вины Неполноценность Путаница ролей Изолированность Инертность Отчаяние
Благоприятный вариант развития Доверие к окружающему миру Самостоятельность Предприичивость Умелость Самоидентификация Интимность Продуктивность Экоинтеграция