использование методики CASE STUDY в обучении студентов, позволит: активизировать познавательный интерес к изучаемым курсам; активизировать познавательный интерес к изучаемым курсам; будет способствовать развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений. будет способствовать развитию исследовательских, коммуникативных и творческих навыков принятия решений.
В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Наименее изученным и используемым является метод CASE STUDY, несмотря на то, что он очень популярен на западе и имеет более чем 20-летнию историю. В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Наименее изученным и используемым является метод CASE STUDY, несмотря на то, что он очень популярен на западе и имеет более чем 20-летнию историю.
Причины: экономика начала серьезно изучаться в России в программах средней и высшей школы сравнительно недавно; экономика начала серьезно изучаться в России в программах средней и высшей школы сравнительно недавно; доступ к различным информационным источникам (статистические данные, Internet и др.) был затруднен до недавнего времени, а имеющаяся информация порой не в полной мере отражала реальности экономической жизни. доступ к различным информационным источникам (статистические данные, Internet и др.) был затруднен до недавнего времени, а имеющаяся информация порой не в полной мере отражала реальности экономической жизни.
Особенность этого метода Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы. CASE – не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющей понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.
Хороший CASE должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать четко поставленной цели создания соответствовать четко поставленной цели создания иметь соответствующий уровень трудности иметь соответствующий уровень трудности иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни не устаревать слишком быстро не устаревать слишком быстро иметь национальную окраску иметь национальную окраску быть актуальным на сегодняшний день быть актуальным на сегодняшний день иллюстрировать типичные ситуации в бизнесе иллюстрировать типичные ситуации в бизнесе развивать аналитическое мышление развивать аналитическое мышление провоцировать дискуссию провоцировать дискуссию иметь несколько решений иметь несколько решений
Формы представления CASE. CASE могут быть представлены в различной форме (схема 1), от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. CASE могут быть представлены в различной форме (схема 1), от нескольких предложений на одной странице до множества страниц. Схема 1 Формы представления Case несколько предложений на одной странице множество страниц с текстом описание одного события в одной организации история развития многих организаций за многие годы
Печатный CASEВидео CASE Мультимедиа- CASE ВИДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ CASE
Отличие Case от задач или упражнений. цели использования задач: обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов. цели использования CASEов: CASEов помогают студентам приобрести широкий набор разнообразных навыков Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. CASEы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Основная функция CASE метода учить студентов решать сложные не структурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом.
Основные этапы создания CASEов. 1-ый этап. Определить цель создания CASE, например, обучение эффективным коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать CASE по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы. Разработать вопросы и задания, которые позволят студентам освоить различные виды коммуникаций (совещания разного уровня, ежегодный отчет, внутрифирменная газета, объявления, брифинги и пр.). Определить цель создания CASE, например, обучение эффективным коммуникациям внутри предприятия. Для этого можно разработать CASE по конкретному хорошо известному предприятию, описав его коммуникации, используемые менеджерами для организации работы с персоналом внутри фирмы. Разработать вопросы и задания, которые позволят студентам освоить различные виды коммуникаций (совещания разного уровня, ежегодный отчет, внутрифирменная газета, объявления, брифинги и пр.).
2-ой этап. Идентифицировать соответствующую цели конкретную реальную ситуацию или фирму. Идентифицировать соответствующую цели конкретную реальную ситуацию или фирму.
3-ий этап. Провести предварительную работу по поиску источников информации для CASE. Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок. Провести предварительную работу по поиску источников информации для CASE. Можно использовать поиск по ключевым словам в Internet, анализ каталогов печатных изданий, журнальных статей, газетных публикаций, статистических сводок.
4-ый этап. Собрать информацию и данные для CASE, используя различные источники, включая контакты с фирмой. Собрать информацию и данные для CASE, используя различные источники, включая контакты с фирмой.
5-ый этап. Подготовить первичный вариант представления материала в CASE. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.) Подготовить первичный вариант представления материала в CASE. Этот этап включает макетирование, компоновку материала, определение формы презентации (видео, печатная и т.д.)
6-ой этап. Получить разрешение на публикацию CASE, в том случае если информация содержит данные по конкретной фирме. Получить разрешение на публикацию CASE, в том случае если информация содержит данные по конкретной фирме.
7-ой этап. Обсудить CASE, привлекая как можно более широкую аудиторию и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение CASE. Обсудить CASE, привлекая как можно более широкую аудиторию и получить экспертную оценку коллег перед его апробацией. Как результат такой оценки может быть внесение необходимых изменений и улучшение CASE.
8-ой этап. Подготовить методические рекомендации по использованию CASE. Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации CASE, описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения CASE. Подготовить методические рекомендации по использованию CASE. Разработать задания для студентов и возможные вопросы для ведения дискуссии и презентации CASE, описать предполагаемые действия учащихся и преподавателя в момент обсуждения CASE.
Кэйс – обучение Кэйс – экзамен Открытая дискуссия Опрос (презентация) Руководимая Свободная Индивидуальный Групповой С предварительной подготовкой Без предварительной подготовки Схема 2 Схема 2 иллюстрирует альтернативные пути использования CASEов в обучении. Направления использования CASEов
Основные принципы представления CASE Простота Простота Ясность Ясность Точность Точность
Устная презентация CASE Устная презентация, вовлекая отдельных студентов или группу в учебный процесс получения результата в ходе анализа CASE, очень часто нуждается в визуальных средствах. Все, кто находится в классе и CASE –инструктор образуют аудиторию. Устную презентацию гораздо более легко спланировать, чем классную дискуссию. Структура дискуссии под вашим контролем, поскольку вы или член вашей группы, является единственным докладчиком. Это означает смещение акцента от исполнительной фазы к подготовительной фазе. Устная презентация, вовлекая отдельных студентов или группу в учебный процесс получения результата в ходе анализа CASE, очень часто нуждается в визуальных средствах. Все, кто находится в классе и CASE –инструктор образуют аудиторию. Устную презентацию гораздо более легко спланировать, чем классную дискуссию. Структура дискуссии под вашим контролем, поскольку вы или член вашей группы, является единственным докладчиком. Это означает смещение акцента от исполнительной фазы к подготовительной фазе.
Подготовительная фаза. 5 проблем А) Первая из всех проблем, прочесть сообщение. Написанная речь может быть пересмотрена и переписана автором до того как он даст ее аудитории. Но это непросто подать ее в той же степени в выступлении. Кто может пережить те же самые чувства, которые уже кончились? Акт говорения требует планирования. Это очень трудно делать это и оценивать то, что только что сказал. А) Первая из всех проблем, прочесть сообщение. Написанная речь может быть пересмотрена и переписана автором до того как он даст ее аудитории. Но это непросто подать ее в той же степени в выступлении. Кто может пережить те же самые чувства, которые уже кончились? Акт говорения требует планирования. Это очень трудно делать это и оценивать то, что только что сказал.
Вторая проблема Если прочитать устную речь трудно, прослушать ее не менее легкая задачка. Студенты могут перечитать написанное предложение и понять, то что не поняли в первый раз. Но такая замечательная возможность недоступна в устной речи. В процессе обычного прослушивания, слушатель в уме повторяет предложение, которое откладывается в кратковременной памяти. Это означает, что в данный момент он пропускает 2-3 следующих предложения, которые говорит оратор. Нить рассуждений потеряна. Слушатель неосознанно мечется между тем, что «схватить» и тем, что «пропустить». Нередко он сдается и включается только на такие входные точки в речи типа, как « А сейчас мое третье утверждение». Если прочитать устную речь трудно, прослушать ее не менее легкая задачка. Студенты могут перечитать написанное предложение и понять, то что не поняли в первый раз. Но такая замечательная возможность недоступна в устной речи. В процессе обычного прослушивания, слушатель в уме повторяет предложение, которое откладывается в кратковременной памяти. Это означает, что в данный момент он пропускает 2-3 следующих предложения, которые говорит оратор. Нить рассуждений потеряна. Слушатель неосознанно мечется между тем, что «схватить» и тем, что «пропустить». Нередко он сдается и включается только на такие входные точки в речи типа, как « А сейчас мое третье утверждение».
Третья проблема Понимание –цель короткого выступления. Но что делать с длинными темами и длинными выступлениями? Без механизма сохранения, большинство из того что вы сказали забудется очень быстро. Большинство людей имеют мозг с очень ограниченным объемом запоминания. Если то о чем говорится сейчас, относится к чему-то, о чем говорилось ранее, то для осознания этого в памяти слушателя очень шаткий фундамент. Аудитории надо дать фундамент некоторых постоянных форм, на которые можно всегда сослаться и опереться. Слушатели нуждаются в структуре. Понимание –цель короткого выступления. Но что делать с длинными темами и длинными выступлениями? Без механизма сохранения, большинство из того что вы сказали забудется очень быстро. Большинство людей имеют мозг с очень ограниченным объемом запоминания. Если то о чем говорится сейчас, относится к чему-то, о чем говорилось ранее, то для осознания этого в памяти слушателя очень шаткий фундамент. Аудитории надо дать фундамент некоторых постоянных форм, на которые можно всегда сослаться и опереться. Слушатели нуждаются в структуре.
Четвертая проблема связана со способными студентами. Их обычно много меньше, чем можно подумать. Легко переоценить их. Тот, кто презентует CASE знаком или должен быть абсолютно знаком с материалом. Однако трудно поверить как много раз студенты презентуют материал, который они видят впервые. В их сильном желании общаться, студенты перегружают аудиторию. связана со способными студентами. Их обычно много меньше, чем можно подумать. Легко переоценить их. Тот, кто презентует CASE знаком или должен быть абсолютно знаком с материалом. Однако трудно поверить как много раз студенты презентуют материал, который они видят впервые. В их сильном желании общаться, студенты перегружают аудиторию.
Пятая проблема Обратная сторона этой проблемы – недооценка студентами времени, требуемого на презентацию. Находясь под прессом времени, оратор начинает спешить и пытаясь превратить четверть в час. Результат назидательный – очень средняя презентация. Обратная сторона этой проблемы – недооценка студентами времени, требуемого на презентацию. Находясь под прессом времени, оратор начинает спешить и пытаясь превратить четверть в час. Результат назидательный – очень средняя презентация.
Преимущества CASE в устной презентации Устная презентация более побудительная, гораздо более побудительная чем письменная. Живую презентацию, особенно если говорящий человек выступает с интересом и энтузиазмом трудно игнорировать. Отношение и эмоции говорящего вносят существенный вклад в сообщение. Устная презентация более побудительная, гораздо более побудительная чем письменная. Живую презентацию, особенно если говорящий человек выступает с интересом и энтузиазмом трудно игнорировать. Отношение и эмоции говорящего вносят существенный вклад в сообщение. Устная презентация еще имеет потенциал, который используется реже, чем мог бы – она гибкая. Оратор может откликаться на изменения окружающей обстановки: людской, физической или временной. Он также может адаптировать свой стиль и даже материал, чувствуя настроение аудитории. Однако таким оратором может быть только тот, который имеет ежедневную практику общения. Кроме того такому оратору необходимы навыки организационного выживания. Устная презентация еще имеет потенциал, который используется реже, чем мог бы – она гибкая. Оратор может откликаться на изменения окружающей обстановки: людской, физической или временной. Он также может адаптировать свой стиль и даже материал, чувствуя настроение аудитории. Однако таким оратором может быть только тот, который имеет ежедневную практику общения. Кроме того такому оратору необходимы навыки организационного выживания.
Альтернативные структуры для устной презентации. Альтернатива 1 Альтернатива 2 Альтернатива 3 Рекомендации План привлечения План Почему эти Предыстория Заключения Почему не те Формулировка проблемы Проблемы Подтверждение доказательства Альтернативы и анализ Альтернативы План реализации Критерии выбора Переформулировка проблемы / решения План действий Какую пользу это принесет Закрепление Вопросы
Что надо помнить при подготовке презентации? Информация о необходимом оборудовании и времени презентации Информация о необходимом оборудовании и времени презентации Структура презентации Структура презентации Уровень детализации Уровень детализации Визуальные средства Визуальные средства Репетиция Репетиция Планирование выступления Планирование выступления Свобода выступления Свобода выступления
Навыки, которые развивает метод CASE STUDY. Аналитические навыки. умение отличать данные от информации, умение отличать данные от информации, классифицировать, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать информацию, анализировать информацию, представлять и добывать информацию, представлять и добывать информацию, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Мыслить ясно и логично.
Практические навыки. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов. Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
Творческие навыки. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем. Одной логикой, как правило, CASE ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
Коммуникативные навыки. умение вести дискуссию, умение вести дискуссию, убеждать окружающих. убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет. составлять краткий, убедительный отчет.
Социальные навыки. оценка поведения людей, оценка поведения людей, умение слушать, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д. контролировать себя и т.д.
Самоанализ Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
Навыки работы с информационными технологиями, развиваемы у студентов в процессе подготовки Case. Работа с информацией в современных интегрированных системах: Работа с информацией в современных интегрированных системах: Технология работы с текстовой информацией в WORD Вставка таблиц и рисунков. Работа с шаблонами и мастерами в Word. Технология работы с текстовой информацией в WORD Вставка таблиц и рисунков. Работа с шаблонами и мастерами в Word. Технология обработки табличной информации средствами электронных таблиц. Функциональные возможности. Технология проектирования ЭТ. Графическое представление данных. Финансовые функции, сводные таблицы, подбор параметров в Excel. Технология обработки табличной информации средствами электронных таблиц. Функциональные возможности. Технология проектирования ЭТ. Графическое представление данных. Финансовые функции, сводные таблицы, подбор параметров в Excel. Технология работы с графической информацией. Создание и редактирование рисунка, печать и запись на диск. Освоение навыков работы с графическими редакторами Paint, Coreldraw, Photoshop и др. Технология работы с графической информацией. Создание и редактирование рисунка, печать и запись на диск. Освоение навыков работы с графическими редакторами Paint, Coreldraw, Photoshop и др. Работа с мультимедиа в Windows95. Работа с мультимедиа в Windows95. Создание мультимедийных презентаций средствами Power Point Создание мультимедийных презентаций средствами Power Point Архивация данных. Архивация данных. Освоение принципов работы в телекоммуникационной сети. Освоение принципов работы в телекоммуникационной сети.