Сила упругости. Закон Гука урок физики, 10 класс Автор: Митрофанов Ярослав Вячеславович, учитель физики и информатики учитель физики и информатики Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гаврильская средняя общеобразовательная школа» Павловского района Воронежской области
1. Определить условия возникновения силы упругости. 2. Выяснить факторов, от которых зависит сила упругости. 3. Сформулировать закона Гука. 4. Выяснить границы применимости закона Гука. 5. Выяснить, как проявляет себя сила упругости в природе и технике, какую роль она играет нашей жизни. План урока
Цели способствовать формированию информационной компетенции учащихся ( дать общие представления учащихся о силе упругости, выяснить её природу, провести исследования зависимости силы упругости от различных факторов, проверить в каких случаях и при каких деформациях выполняется закон Гука); способствовать формированию информационной компетенции учащихся ( дать общие представления учащихся о силе упругости, выяснить её природу, провести исследования зависимости силы упругости от различных факторов, проверить в каких случаях и при каких деформациях выполняется закон Гука); сформировать коммуникативные компетенции, способствовать развитию навыков работы в процессе коллективной деятельности, развивать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач ; сформировать коммуникативные компетенции, способствовать развитию навыков работы в процессе коллективной деятельности, развивать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач ; способствовать развитию самоорганизационной и самообразовательной компетенции, развивать способность самостоятельно планировать и проводить эксперимент, умение добиваться поставленной цели, а также находить и анализировать полученные результаты. способствовать развитию самоорганизационной и самообразовательной компетенции, развивать способность самостоятельно планировать и проводить эксперимент, умение добиваться поставленной цели, а также находить и анализировать полученные результаты.
Задача 1 Определить условия возникновения силы упругости Демонстрация эксперимента (колебание груза на пружине). Вопросы: Благодаря какой силе пружина возвращается в первоначальное положение? Какое условие необходимо для того, чтобы была сила упругости?
Задача 2 Выяснить факторов, от которых зависит сила упругости Групповая работа (экспериментальное исследование) 1 группа Изучение зависимости деформации тела от величины деформирующей силы. 2 группа Изучение зависимости деформации тела от материала, из которого изготовлено тело. 3 группа Изучение зависимости деформации тела от площади поперечного сечения.
Задача 3 Сформулировать закона Гука Был открыт Робертом Гуком в 1676 году. Сила упругости, возникающая в теле при упругих деформациях, прямо пропорциональна его удлинению. где k – жёсткость пружины [Н/м], l – удлинение тела [м].
Задача 4 Выяснить границы применимости закона Гука Рассмотрение ситуации: С грузом Без груза Почему во втором случае дощечка не вернулась в положение равновесия? Во всех случаях выполняется закон Гука?
Задача 5 Выяснить, как проявляет себя сила упругости в природе и технике, какую роль она играет нашей жизни
Домашнее задание «Злые» дела силы упругости «Добрые» дела силы упругости
1. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.,Физика класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009 г. 2. О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А Орлов, Задания итогового контроля знаний учащихся по физике М., Просвещение, 2002 г. 3. Семке А.И. «Нестандартные задачи по физике».- Ярославль: Академия развития, 2007 г. 4. Иванов А.С., Проказа А.Г. " Мир механики и техники ", Просвещение, 1993 г. Список использованных источников