ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Однородные члены предложения» (8 КЛАСС) Учитель МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Мигаль Римма Алексеевна
ЦЕЛИ УРОКА: ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ СТАВИТЬ И ОБЪЯСНЯТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ СТАВИТЬ И ОБЪЯСНЯТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ
ВОПРОСЫ: ПРИЗНАКИ ОДНОРОДНОСТИ; ПРИЗНАКИ ОДНОРОДНОСТИ; ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗАХ, СВЯЗЫВАЮЩИХ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ; ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ СОЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗАХ, СВЯЗЫВАЮЩИХ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ; ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ; ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ; ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДНОРОДНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ 4 ПОЛОЖЕНИЯ: 1) ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС, ОТНОСЯТСЯ К ОДНОМУ И ТОМУ ЖЕ СЛОВУ; 2) ОНИ РАВНОПРАВНЫ И НЕЗАВИСИМЫ; 3) ПРИСУТСТВУЕТ ИНТОНАЦИЯ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ; 4) СВЯЗАНЫ ИНТОНАЦИЕЙ ИЛИ ИНТОНАЦИЕЙ И СОЮЗОМ
ДОКАЖИТЕ, ЧТО ПОДЧЁРКНУТЫЕ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СВОИХ СТИХАХ А.С.ПУШКИН НЕ ТОЛЬКО УПОМИНАЛ ЦВЕТЫ, НО И СТАРАЛСЯ РАСКРЫТЬ ИХ ДУШУ. В МИХАЙЛОВСКОМ ОНИ РАСТУТ В ЛЕСАХ, ПОЛЯХ, ПАРКАХ, САДАХ. ЦВЕТЫ МИХАЙЛОВСКОГО ВПИТАЛИ В СЕБЯ СИНЕВУ ЗДЕШНЕГО НЕБА, СОРОТИ, ЗЕЛЕНЬ ЛЕСОВ, ДЕРЕВЬЕВ, ТРАВ И ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ. В СВОИХ СТИХАХ А.С.ПУШКИН НЕ ТОЛЬКО УПОМИНАЛ ЦВЕТЫ, НО И СТАРАЛСЯ РАСКРЫТЬ ИХ ДУШУ. В МИХАЙЛОВСКОМ ОНИ РАСТУТ В ЛЕСАХ, ПОЛЯХ, ПАРКАХ, САДАХ. ЦВЕТЫ МИХАЙЛОВСКОГО ВПИТАЛИ В СЕБЯ СИНЕВУ ЗДЕШНЕГО НЕБА, СОРОТИ, ЗЕЛЕНЬ ЛЕСОВ, ДЕРЕВЬЕВ, ТРАВ И ВСЕ ЦВЕТА РАДУГИ.
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ : А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО(=НО), ЗАТО(=НО) РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ: ИЛИ, ЛИБО, ТО - ТО, НЕ ТО – НЕ ТО, ТО ЛИ – ТО ЛИ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ: И, ДА(=И), НИ-НИ, НЕ ТОЛЬКО – НО И, КАК – ТАК И
ДИКТАНТ «ПРОВЕРЯЮ СЕБЯ» Деревья скрывают от вашего взгляда как усадьбу, так и пруд с парком и открывают замечательный вид на крутой зелёный скат Тригорского, отлогие берега Сороти, на поля, и луга, и нивы, прорезанные извивающейся узкой гладью реки. Деревья скрывают от вашего взгляда как усадьбу, так и пруд с парком и открывают замечательный вид на крутой зелёный скат Тригорского, отлогие берега Сороти, на поля, и луга, и нивы, прорезанные извивающейся узкой гладью реки.
Как и в пушкинские времена, глядите ли вы ранней весной на чёрные поля и бушующие тёмные воды разлившейся Сороти, любуетесь ли блестящей на солнце летней зеленью полей и лугов, видите ли осенний грустный пейзаж со скирдами уже сжатого хлеба или созерцаете заснеженную равнину – всегда неизменно чувствуете широкую, спокойную и сильную красоту открывающейся перед вами природы. На вашу душу нисходит покой да мир.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ На самом северном из трёх три горских холмов есть деревянные скрипучие ступеньки. От них узкая тропинка ведёт мимо дома Осиповых, мимо большого зеркального пруда к началу парка. Отсюда вправо идёт коротенькая липовая аллея. В конце её вековые липы, коренастые дубы да остролистые клёны образуют удивительно красивую группу деревьев. На самом северном из трёх три горских холмов есть деревянные скрипучие ступеньки. От них узкая тропинка ведёт мимо дома Осиповых, мимо большого зеркального пруда к началу парка. Отсюда вправо идёт коротенькая липовая аллея. В конце её вековые липы, коренастые дубы да остролистые клёны образуют удивительно красивую группу деревьев.
ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ 0 :,, __ 0 1) 2) 3) 0 :, __ …
Тест 1. Укажите простое предложение с однородными членами: 1. Укажите простое предложение с однородными членами: А) То крик филина нарушит тишину, то зашуршит в кустах проснувшаяся птица. Б) Я падаю в изнеможении, но сейчас же поднимаюсь, охваченный недобрым предчувствием. В) На косе стояла палатка проводников, лениво догорал костёр, но ни хозяев, ни оленей не было. Г) Или мы пройдём в ворота, или они захлопнутся перед нашим носом. 2. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая: 2. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая: А) С улицы раздались крики и гул машин. Б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали. В) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека. Г) Погода была пасмурная и дождливая. 3. Укажите предложение, в котором знаки препинания поставлены верно: 3. Укажите предложение, в котором знаки препинания поставлены верно: А) Извозчик между тем и кнутом и вожжой, и ногой, и словами понукал свою разбитую клячу. Б) Этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. В) Смоленск, и Тула, Киев, и Воронеж своей прошедшей славою горды. Г) Далеко гулы повторяют, и рёв и треск, и шум и гам.
Тест 4. Укажите предложение с неоднородными определениями: 4. Укажите предложение с неоднородными определениями: А) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь. Б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями. В) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой. Г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого. 5. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах: 5. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах: А) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых. Б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес. В) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги. Г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.
КЛЮЧИ К ТЕСТУ 1. Б 1. Б 2. В 2. В 3. Б 3. Б 4. Б 4. Б 5. Г 5. Г
Рефлексия: Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем уроке для меня … Самым неинтересным на уроке для меня было … Теперь я хотел(а) еще узнать … Мне не понравилось … Я был бы рад … Я все время злился (злилась), потому что …