Психологические особенности детей дошкольного возраста Психологические особенности детей дошкольного возраста семинар – практикум Подготовила Туренко Ольга Алексеевна Подготовила Туренко Ольга Алексеевна педагог-психолог педагог-психолог МБДОУ 11 г. Зеленогорск МБДОУ 11 г. Зеленогорск
Повышение психолого-педагогической компетенции у педагогов. Раскрытие закономерностей и специфики детского развития. Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребёнка, выявление особенностей, присущих различным возрастным категориям. Повышение психолого-педагогической компетенции у педагогов. Раскрытие закономерностей и специфики детского развития. Уточнение основных понятий и терминов, связанных с возрастными характеристиками ребёнка, выявление особенностей, присущих различным возрастным категориям Задачи:
Многие педагоги: Не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребёнка-дошкольника; Не придают должного значения теоретическим знаниям о возрастных и индивидуальных возможностях ребёнка-дошкольника; Испытывают трудности при организации воспитательно-образовательного процесса в связи переходом детей на следующую возрастную ступень; Испытывают трудности при организации воспитательно-образовательного процесса в связи переходом детей на следующую возрастную ступень; Утрачивают многие из навыков работы с данной категорией детей.
Педагогу необходимо: 1 1 руководствоваться особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста; 2 2 знать закономерности психического развития и своевременно выявлять детей с трудностями в психическом развитии; 3 3 направлять таких детей к специалистам для оказания им квалифицированной помощи
Возрастные особенности Возрастные особенности Главный критерий при выборе содержания обучения Главный критерий при выборе содержания обучения Основа педагогического воздействия на психику ребёнка
Особенности процесса развития ребёнка Л.С. Выготский установил 4 основных закона – особенности детского развития: Л.С. Выготский установил 4 основных закона – особенности детского развития: Неравномерность развития Метаморфозы Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка Цикличность
Новообразования психического развития ребёнка-дошкольника Новообразования психического развития ребёнка-дошкольника Медленно и постепенно Быстро и резко Стадии развития Стабильные Кризисные Динамика перехода от одного возраста к другому -Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребёнка; -Минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии : появляются возрастные новообразования -Составляют большую часть детства -Длятся по несколько лет -Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребёнка; -Минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии : появляются возрастные новообразования -Составляют большую часть детства -Длятся по несколько лет -Длятся не долго, несколько месяцев; - Краткие, бурные стадии; - Начинается и завершается незаметно; - Границы размыты, неотчётливы. -Длятся не долго, несколько месяцев; - Краткие, бурные стадии; - Начинается и завершается незаметно; - Границы размыты, неотчётливы.
Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского и его школы Теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского и его школы Каждый возраст характеризуется: социальной ситуацией развития ведущей деятельностью возрастными новообразованиями Границами возрастов являются кризисы - переломные моменты в развитии ребёнка.
Социальная ситуация развития: своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребёнком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Ведущей может называться только та деятельность, в связи с которой происходит главнейшее изменение в психике ребёнка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребёнка к новой высшей стадии его развития. Л.С. Выготский: А.Н. Леонтьев: Новообразования – взаимодействие социальной ситуации и ведущего типа деятельности через расширение противоречий кризисного периода.
Особенности поведения ребёнка -дошкольника Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой. Ведущая функция – восприятие. Новообразования: Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения. Новообразования: Усвоение первичных нравственных норм. Самооценка. Появление элементов партнерского общения. Нормальное (плохое) поведение: не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми; не хочет заботиться о других; эмоционально глух к боли при причиняемой окружающим людям и животным; истерики, слезы, крик. Нормальное (плохое) поведение: не хочет общаться и играть с другими детьми и взрослыми; не хочет заботиться о других; эмоционально глух к боли при причиняемой окружающим людям и животным; истерики, слезы, крик. От 3 до 4 лет.
От 4 до 5 лет. Ведущая потребность – познавательная активность; потребность в общении. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – наглядно-образное мышление. Особенности поведения ребёнка -дошкольника Новообразования: контролирующая функция речи; проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре; проявление элементов произвольности; проявление внеситуативно- личностной формы общения со взрослым. Новообразования: контролирующая функция речи; проявление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре; проявление элементов произвольности; проявление внеситуативно- личностной формы общения со взрослым. Нормальное (плохое) поведение: Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых. Нормальное (плохое) поведение: Напоминает поведение ребенка более младшего возраста – временный регресс в поведении снимается лаской и терпимостью взрослых.
От 5 до 6 лет. Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность. Особенности поведения ребёнка -дошкольника Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планируется функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планируется функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Нормальное (плохое) поведение: разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил; бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом; ябедничает на сверстников. Нормальное (плохое) поведение: разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декламируемых им правил; бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом; ябедничает на сверстников.
От 6 до 7 лет. Особенности поведения ребёнка -дошкольника Ведущая потребность – общение. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция – воображение. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планируется функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Новообразования: Предвосхищение результата деятельности. Активная планируется функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Нормальное (плохое) поведение: лжет в целях самозащиты; непоседлив и возбудим; продолжает ябедничать, но теперь уже и на взрослых тоже; допускает небрежность в выполнении монотонных операций.
Итог Разделение жизненного пути ребёнка позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных этапов Все дети разные, у каждого свой темп развития, свои индивидуальные наклонности и способности.
Закономерности детской психологии Содержание общественного сознания Содержание общественного сознания Культура Исторически накопленный общественный опыт
Использованный источник: С.В. Терпигорьева Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей / авт.- сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, – 143 с