МБУ ДОД ЦДТ «СОЗВЕЗДИЕ» Заместитель директора по УВР Куклева Ирина Сергеевна
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Обязательным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном результате деятельности.
Деятельность, связанная с решением творческой или исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Задумывая проект, мы должны четко представлять себе проектный замысел, то есть ту идею и тот результат, который мы планируем изначально и ради которого мы проводим проект. Главным результатом исследования является неизвестный заранее интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате исследования.
Что такое учебное исследование? Это исследование, целью которого является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Главное - приобретенный личностями опыт. Что такое научное исследование? Это получение объективно нового результата, нового знания.
фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений; эмпирические - темы тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. теоретические - темы ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах и др.
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро. Помогая учащемуся, выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем
Первый уровень классификации - «общие направления исследований»: 1. Живая природа 2. Человек 3. Общество 4. Культура 5. Земля 6. Вселенная 7. Наука 8. Техника 9. Экономика
Человек: 1. Происхождение человека 2. Развитие человеческого организма 3. Медицина 4. Психология человека 5. Деятельность 6. Выдающиеся мыслители Общество. 1. Цивилизации 2. Государства и страны 3. История 4. Демография 5. Государственные деятели
Культура: 1. Язык 2. Религия 3. Искусство 4. Образование Земля: 1. География 2. Климат 3. Строение Земли Вселенная: 1. Галактики 2. Солнце 3. Звезды 4. Инопланетные цивилизации
Наука: 1. Математика 2. Физика 3. Химия 4. Астрономия 5. История науки Техника: 1.Траспорт. 2. Промышленность. 3. Техническое конструирование и дизайн. 4. Строительство. Экономика: 1. Финансы и производство. 2. Деньги и торговля. 3 Банки.
1. Общая характеристика личности выдающегося человека. 2. Где и когда родился. 3 Характеристика обстановки, в которой рос (семья, ближайшее окружение и т.п.). 4. Где провел жизнь. 5 Первые серьезные работы. 6. Основные достижения и результаты деятельности. 7. Основные работы о нем. 8. Как к нему относились современники. 9. Как к нему относятся в наше время.
1. Перечень планет. 2. Происхождение названия. 3. Общая характеристика каждой: Размеры; Удаленность от Земли; Время обращения Солнца; Удаленность от Солнца. 4. Исследование планеты людьми. 5. Условия на планете.
· выявление (видение) проблемы; · постановка (формулирование) проблемы; · формулирование предмета как объекта исследования, постановка цели; · прояснение неясных вопросов; · формулирование гипотезы; · планирование и разработка учебных действий; · выбор методов исследования; · сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); · проведение исследования; · анализ и синтез собранных данных; · сопоставление полученных данных и умозаключений; · обработка результатов; · проверка гипотез; · подготовка, написание работы; · структура текста; · публичная защита.
Этап 1. Подготовительный. Изучение состояния вопроса: · подбор, просмотр литературы, относящейся к исследуемому вопросу, составление библиографической картотеки; · выбор источников, требующих детального изучения; · обобщение источников и литературы, составление раздела «Состояние вопроса». Результат I этапа: 1 – составляется обзор литературы, который представляет собой самостоятельный раздел проектно-исследовательской работы или реферата; 2 – обзор литературы должен содержать краткое изложение результатов, их критический анализ, а также выводы о возможности использования этих результатов в собственных исследованиях; 3 – формулируются цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.
Этап II. Разработка и организация выполнения работы: 1 – поиск аналогов научного и технического решения данной проблемы с помощью руководителя темы; 2 – анализ особенностей объекта исследования; 3 – выбор и обоснование методов исследования при решении поставленных задач (теоретических, экспериментальных и др.); 4 – организация и проведение экспериментальной части (если она присутствует в исследовании). Результаты II этапа работы: 1 – составление календарного плана; 2 – уточнение цели, задач и гипотезы исследования; 3 – уточняются ожидаемые результаты.
Этап III. Составление и оформление работы. План работы над рефератом 1. Промежуточный отчёт. Отчёт можно заслушать на заседании секции или на научно-практической конференции. Основное содержание доклада – отчёт об определённом этапе работы с выступлением научного руководителя (актуальность исследования, его целесообразность, уровень подготовки). 2. Реферат. Реферат (монографический или тематический) представляет собой самостоятельное средство учебно-научной коммуникации. Хороший реферат – тоже научная работа. Ценность реферата в его полноте и качестве предварительного изучения научной литературы и ее критическом анализе.