Урок русского языка: « Чередование гласных в корне слова» Автор:Тараскина Светлана Викторовна учитель русского языка ГОУ СОШ 412 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Задачи урока: Повтопить правила о правописании гласных в корнях с чередованиями. Повтопить правила о правописании гласных в корнях с чередованиями. Обобщить знания по данной теме. Обобщить знания по данной теме. Подвести итоги изучения данной темы. Подвести итоги изучения данной темы.
Повторение От чего может зависеть написание гласной в корне с чередованием? От чего может зависеть написание гласной в корне с чередованием? 1. От ударения. 2. От последующей согласной. 3. От суффикса –а-. 4. От лексического значения слова.
Какие корни зависят от ударения? Гор-гар Гор-гар Стел-стил Стел-стил Твор-твар Твор-твар Зор-зар Зор-зар Лаг-лож Лаг-лож Клон-клан Клон-клан Кос-кас Кос-кас Позд-пазд Позд-пазд О – без ударения О – без ударения А – под ударением А – под ударением НО: зор-зар – наоборот: НО: зор-зар – наоборот: -О – под ударением -А – без ударения
Какие корни зависят от последующей согласной? Кос-кас Кос-кас Раст-ращ-рос Раст-ращ-рос Мер-мир Мер-мир Скоч-скак Скоч-скак Плав-плов Плав-плов Мок-мак Мок-мак Лож-лаг Лож-лаг А – перед –ст и –щ- А – перед –ст и –щ- О – перед –с- О – перед –с- О – перед –ч О – перед –ч А – перед -к А – перед -к
Какие корни зависят от суффикса –а-? Кос-кас Кос-кас Лаг-лож Лаг-лож Мер-мир Мер-мир Дер-дир Дер-дир Стел-стил Стел-стил Бер-бир Бер-бир Жег-жиг Жег-жиг Блест-былист Блест-былист Чет-чит Чет-чит Раст-рос Раст-рос Пер-пир Пер-пир Тер-тир Тер-тир О- еесли нет -а-, А - еесли есть -а- И - еесли есть -а- Е - еесли нет -а-
Какие корни зависят от ЛЗ слова? Плов-плав Плов-плав Мер-мир Мер-мир Ровн-равн Ровн-равн Мок-мак Мок-мак Жег-жиг Жег-жиг Ровн – ровный, гладкий, прямой Ровн – ровный, гладкий, прямой Равн – равный. Одинаковый Равн – равный. Одинаковый Мок – пропускать жидкость Мок – пропускать жидкость Мак – погружать в жидкость Мак – погружать в жидкость
О каком корне с чередованием есть только присущее ему правило? Чет-чит Чет-чит Плов-плав Плов-плав Лаг-лож Лаг-лож О – только в двух словах: О – только в двух словах: Пловес и пловчиха
Запишите слова-исключения из правил о корнях с чередованиями Чета, сочетать, сочетание Чета, сочетать, сочетание Скачу, скачок Скачу, скачок Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль Равнина, равнение Равнина, равнение
Задание: Слова с –и- в корне запишите в первую колонку Слова с –е- в корне во вторую колонку Слова с –а- в корне в ттретью Слова с –о- в четвертую Выписывайте только слова с пропусками в корне!
Зам..треть от страха, прим..пить друзей, был..стать на солнце, объед..нить силы, соч..тать качества, пол..гнаться на себя, изл..жить факты, разр..статься быстро, распил..жжение войск, оп..здание, зар..если, ур..вень, к..сательная, пл..вес, возр..ст, з..ря, разж..гать костер, р..внина, ск..чок, пол..вок, м..кать лук в соль, сапоги пром..кают. Только слова с пропусками!!!
икао Разжигать ЗаметретьПолагнаться Изложить Примипить БлестатьРазрастаться Расположжение объединить сочетать КасательнаяОпоздание Возраст Зароесли Заря Уровень Скачок Пловес Равнинаполавок макатьпромокают Проверь себя
План работы: 1. Справившиеся с работой – выполнение теста за компьютером – «Фраза» - Класс: подготовка к экзаменам - Тема: повторение - Варианты: 538, 539, 540, Допустившие ошибки – РНО в табылице (ГК орфограмм), затем работа с компьютером. 3. При наличии свободного времени работа с текстом на рабочем листе
Для создания презентации использовались материалы и иллюстрации: История и культура России на уроках русского языка и развития речи на примере Санк-Петербурга: Методическое пособие. Авт.-сост. В.Н.Ивлева.- СПбАППО, 2005 Обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза», Гуру Софт. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. Авт. А.В.Сухотинская – М.: Высш. шк., 1994