Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В.Т. Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные креативные способности: 1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 2. Умение видеть целое раньше частей. 3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Основные направления развития творческих способностей в дошкольном возрасте: 1) Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность. 2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Воображение – это умение конструировать в уме что- либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений. Различают несколько видов воображения: 1. Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. 2. Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют "из головы". 3. Неуправляемое - это то, что называют "буйной фантазией", несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Приемы творческого воображения: Склеивание (агглютинация)- детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами; Аналогии- разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы (облака, каракули) которые ассоциируются с со сходными реальными предметами; Преувеличение и преуменьшение- рассказ о каком-то событии, с преувеличением одного и преуменьшением другого; Акцентирование- умение подметить и выделить главное; Типизация (в художественном творчестве)сходных предметов - определить типичные по какому-либо признаку;
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями (Гилфорд): 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Качества, формирующие креативность: Ассоциативность - способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых; Диалектичность- способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию; умение устранять эти противоречия, решать; Системность- способность видеть предмет или явление как целостную систему;
Педагогические задачи по развитию качеств, формирующих креативность: Педагогические задачи по развитию ассоциативности мышления в дошкольном возрасте: 1. Развитие умения находить связи и сходные черты в предметах и явлениях. Педагогические задачи по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте: 1. Развитие умения находить противоречия в любом предмете и явлении. 2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия. 3. Формировать умения разрешать противоречия. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте: 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени. 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.
Основные условия успешного развития творческих способностей: Представление ребенку свободы в выборе деятельности; Создание обстановки, опережающей развитие детей; Умная, доброжелательная помощь взрослых; Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми; Самостоятельное решение ребенком задач без предварительного обучения; Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;
Методики раннего развития: 1. Система Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». -доверие к ребенку и уважении к его желаниям и потребностям; -погружение в определенную среду, организованную по жестким правилам, --дидактический материал - «золотой материал» Монтессори: рамки-вкладыши, пирамидки, игры-шнуровки. 2. Метод Никитиных – «Завтра будет поздно!» не ограничивать развитие ребенка никакими предписаниями или «графиками»; все, что малыш может делать самостоятельно, он должен делать именно так. Не подсказывайте раньше времени, не кидайтесь на помощь при естественных затруднениях (например, в игре). необходимо сочетание умственного и физического развития. важнейшую роль играет совместная деятельность: общая работа, помощь по хозяйству родителям и т.п. Это одновременно и общение с ними, и способ освоить необходимые для жизни навыки. лучший стимул – похвала. Не скупитесь на слова одобрения, когда что-то получилось. На неудачах не стоит акцентировать внимание. 3. Развитие по Глену Доману – «Вырастить гения». - занятия с ребенком проходят в форме демонстрации ему определенных - - карточек, на которых содержатся «биты знаний»; - родители – лучшие учителя для своего ребенка.
Методы и приемы развития творческих способностей: - методы работы в условиях сенсорной комнаты, где специальное техническое оборудование стимулирует развитие ведущих анализаторов – слуховой, зрительный, обонятельный, тактильный; создает световые, звуковые, тактильные эффекты для работы с различными игровыми и визуальными образами;
Методы и приемы развития творческих способностей: Сказкотерапия - метод работы с метафорой, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;
технология работы с песком (песочная терапия), где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно- символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития, работа с образами личного и коллективного бессознательного. Методы и приемы развития творческих способностей:
Методы и приемы развития творческих способностей арт технологии
Методы и приемы развития творческих способностей Игровые технологии
Основные направления работы психолога ДОУ по развитию творческих способностей детей: 1)Диагностика творческих способностей (Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев); 2)Проведение тренинговых занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления; 3)Проведение обучающих занятий для педагогов ДОУ, направленных на развитие креативности самих педагогов и методам и приемам развития творческих; 4)Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребенка;
Комплекс мероприятий в ДОУ, направленных на развитие творческих способностей детей: Введение в программу дошкольного воспитания занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления; Включение в программы занятий по ИЗО, музыке, развитию речи, художественной литературе заданий творческого характера; Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития воображения детей; Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей; Работа с родителями