Урок - лабораторная работа Как определить художественную роль портрета героя в литературном произведении Белянкина Светлана Васильевна гимназия 1528 г. Москва
Портрет - изображение в литературном произведении внешности персонажа -Описание лица -Особенности фигуры - одежды -Манеры поведения -Мимика -Жесты
Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными черными кудрями. Приятное лицо, исполненное какой то светлой беззаботности, показывало душу, чуждую всех томящих светских потрясений; в наряде его не было никаких притязаний на моду: все показывало в нем артиста. Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости.
Первое правило необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя
Это был стройный человек, лет тридцати пяти, с длинными черными кудрями. Приятное лицо, исполненное какой то светлой беззаботности, показывало душу, чуждую всех томящих светских потрясений; в наряде его не было никаких притязаний на моду: все показывало в нем артиста. Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости.
Правило второе Необходимо объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя
Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться … …упоенный художник… стал толстеть и видимо раздаваться в ширину… … Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. Он скрежетал зубами и пожирал его взором василиска… …вечная желчь присутствовала на лице его. Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нем олицетворялся тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин.
Третье правило Необходимо найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило, показывают происходящие с героем изменения – динамику образа героя
… «Глядит, глядит человеческими глазами!» … смуглое, тощее, запаленное лицо и какой-то непостижимо страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза, нависнувшие густые брови … что-то демонское в глазах
Четвертое правило Портрет способен передавать внутренний мир героя
Правило пятое следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.
Чтобы научиться определять художественную роль портрета в литературном произведении необходимо соблюсти пять правил: Первое правило: необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя Правило второе: необходимо объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя. Третье правило: необходимо найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило, показывают происходящие с героем изменения – динамику образа героя. Четвертое правило: портрет способен передавать внутренний мир героя. Правило пятое: следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.
Н.А.Заболоцкий Портрет Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза – как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза – как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Портрет - изображение в литературном произведении внешности персонажа -Описание лица -Особенности фигуры - одежды -Манеры поведения -Мимика -Жесты
Портрет Портрет-описание Описание опирается на физиологию, а не психологию личности; перечень портретных деталей Портрет-сравнение С другими персонажами: С литературным стереотипом; С явлениями или предметами впечатление Воплощает внутренний мир во внешнем облике
Портрет Краткий,с минимумом деталей Лаконичность, возрастание роли художественной детали Подробный, детализированный Обилие подробностей Статический Единовременно дает подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа Динамический Детали внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения Описание неизменных, статичных деталей Цвет волос, глаз, черты лица, фигура Описание внешности в динамике Улыбка,смех,жесты,мимика,походка, плач,выражение лица