На примере произведений М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» М.Ю.Лермонтова «Демон» И.В.Гёте «Фауст» Исследовательскую работу выполнила ученица 11 класса МОУ СОШ 11 Белоглинского района Краснодарского края с. Белая Глина Хатамова Кристина Руководитель учитель русского языка и литературы Герасимова Алла Алексеевна
"Добро и зло"- понятия философские. Понятия вечные и неразделимые. И, пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Добро будет «открываться» человеку, освещая ему путь к истине. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в своём произведении. Сатана, со своей свитой приехавший в Москву, чтобы посмотреть, изменились ли люди с тех пор, когда он последний раз их видел, не напрасна ли была жертва Иешуа, правит бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман.
Произведение создавалось, как роман о дьяволе. Переплетение фантастики и реальности наблюдается в образе Воланда. Дьяволиада – один из любимых булгаковских мотивов. Сцены, в которых Воланд встречается с жителями Москвы, строятся по одному плану: встреча, испытание, разоблачение, наказание. Потусторонние силы в романе играют роль связующего звена между древним и современным миром. Воланд – персонаж, возглавляющий мир потусторонних сил, Воланд – это дьявол, это сатана, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он олицетворяет вечность. Он – то вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра.
БУЛГАКОВУ УДАЛОСЬ ЯРКО ПОКАЗАТЬ СВИТУ ВОЛАНДА. ЭТИ ГЕРОИ БОЛЕЕ ФАНТАСТИЧНЫ, ЧЕМ ВОЛАНД. ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК ВОЛАНДА - КОРОВЬЕВ. У БУЛГАКОВА ОН ЕЩЕ И РЫЦАРЬ ФАГОТ. ИМЯ ДРУГОГО ПОДРУЧНОГО ВОЛАНДА - АЗАЗЕЛЛО ПРИШЛО В РОМАН ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА. ОНО - ПРОИЗВОДНОЕ ОТ АЗАЗЕЛ. ТАК ЗОВУТ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ВЕТХОЗАВЕТНОГО ГЕРОЯ, ПАДШЕГО АНГЕЛА.
ИЗ ВЕТХОГО ЗАВЕТА ПРИШЛО В РОМАН И ИМЯ ЕЩЕ ОДНОГО ПОДРУЧНОГО САТАНЫ - ВЕСЕЛОГО ШУТА КОТА - ОБОРОТНЯ БЕГЕМОТА. БЕГЕМОТ В ДЕМОНОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ - ЭТО ДЕМОН ЖЕЛАНИЙ ЖЕЛУДКА. ИМЯ ПОСЛЕДНЕГО ЧЛЕНА СВИТЫ ВОЛАНДА - ГЕЛЛА. ЭТИМ ИМЕНЕМ НАЗЫВАЛИ БЕЗВРЕМЕННО ПОГИБШИХ ДЕВУШЕК, СТАВШИХ ВАМПИРАМИ.
...САТАНА ПРИШЕЛ В МОСКВУ, ЧТОБЫ СОВЕРШИТЬ ПРАВОСУДИЕ, ВЫЗВОЛИТЬ МАСТЕРА, ЕГО ШЕДЕВР И МАРГАРИТУ. И ЧТО ЖЕ ВИДИТ ОН? МОСКВА ПРЕВРАТИЛАСЬ В ПОДОБИЕ ВЕЛИКОГО БАЛА: ЕЕ НАСЕЛЯЮТ БОЛЬШЕЙ ЧАСТЬЮ ПРЕДАТЕЛИ, ДОНОСЧИКИ, ПОДХАЛИМЫ, ОЧКОВТИРАТЕЛИ, ВЗЯТОЧНИКИ, ВАЛЮТЧИКИ... КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ВМЕЩАЕТ В СЕБЯ КАКИЕ-НИБУДЬ ПОРОКИ, КОТОРЫЕ ВОЛАНД РАЗОБЛАЧАЕТ. НО СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР ВЫНОСИТ ЛИШЬ ОДНОМУ ЧЕЛОВЕКУ - БАРОНУ МАЙГЕЛЮ, ШПИОНУ И НАУШНИКУ, КОТОРЫЙ, МОЖНО СКАЗАТЬ, РАСПОРЯЖАЕТСЯ СУДЬБАМИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, ЧТО НЕДОПУСТИМО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.
В творчестве М. Ю. Лермонтова, как грозный призрак борьбы, вырос могущественный и скорбный образ Демона. Печальный и опустошенный, поверженный Богом, но не смирившийся, проклинаемый и нелюбимый, он бросил свой гордый вызов небу и презрительно отвернулся от человеческой угодливости, от жизни однообразной, как песня раба.
Любой человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века - поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона - падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова "Демон" и поразительные врублевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.
Автор вложил в образ Демона нечто очень сокровенное, субъективное, не только как художник, но и как гражданин. Для чего это? Что причиной тому, что автору понадобился мистический образ, вымысел. Для борьбы с религией? Почему именно образу Демона он поверил свои мысли и чувства? То, что не представлялось возможным говорить от своего имени, он мог сказать более или менее безболезненно от образа бога зла. Злу свойственны злые мысли, они тем уже дискредитированы, что исходят от злой силы.
Демон представляется перед нами искусителем. Все чувства, мысли и слова, которыми обольщает Демон Тамару, состоят в явном противоречии с программой отношения зла к добру. Хотя они подаются под видом соблазна, они не являются для бога зла характерными, а для объекта, к которому они адресованы, фактически - к девочке, мало понятными, и потому для искушенного в делах обольщения дьявола не достаточно расчетливыми. Тамара - объект, которому Демон изливает душу. Следовательно, она его достойна, она может понять его душу, разделить его мысли, чувства, тоску, желания. М.Врубель «Тамара и Демон»
В поэме представлены две стороны – добро и зло, а именно Демон и Ангел. Лермонтовский Демон скептик и нигилист, желающий заново ощутить ценность красоты и добра. Хочу я с небом помириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру.
Хитростью Демону удается победить земного человека, сумевшего полюбить мятежную душу того, кто стремился обратиться к добру, то есть Тамару. Героиня поэмы Лермонтова жертвует собой, защищая вечные ценности мироздания, сотворенного Богом. Однако поменяться с Тамарой местами, заставить ее переживать свои страдания Демон не может. Злое начало вновь охватывает все его существо. Проклятья посылает он миру: Хитростью Демону удается победить земного человека, сумевшего полюбить мятежную душу того, кто стремился обратиться к добру, то есть Тамару. Героиня поэмы Лермонтова жертвует собой, защищая вечные ценности мироздания, сотворенного Богом. Однако поменяться с Тамарой местами, заставить ее переживать свои страдания Демон не может. Злое начало вновь охватывает все его существо. Проклятья посылает он миру: И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!
Трагедия "Фауст" стала произведением Гете, в котором автор делится своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых лежит неутомимая деятельность ради человека, даже если эта деятельность несет в себе трагические ошибки. Начинается трагедия "Фауст" "Прологом на небе", где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напоминающая философскую дискуссию. Бог в данном споре является носителем оптимистического взгляда на человека, а Мефистофель ведет себя как закоренелый скептик, который не верит в человеческую порядочность и здравомыслие. Мефистофель отправляется на землю. И начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного.
Доктор Фауст ученый-энциклопедист, почитаемый среди народа, но он разочаровался в науке и в возможности открыть истину. Душевная опустошенность толкает Фауста обратиться к магии. Вскоре в комнате Фауста появляется Мефистофель, который обещает открыть Фаусту все радости жизни, но с одним условием: если Фауст попросит прекрасному мгновенью остановиться, то его душа перейдет в собственность Мефистофеля.
Мефистофель воплощение злой мудрости. Он досконально знает человеческую натуру, и как никто, умеет воспользоваться ее слабостями. Фауста же волнует поиск смысла человеческой жизни, собственный опыт и переживания, но ему не удается устоять против чар любви. В конце своей жизни Фауст приближается к пониманию смысла бытия. Ему кажется, что заключается он в бескорыстном служении людям. Слепой Фауст умирает, а его бессмертную душу забирают на небеса. Мефистофель понимает, что в очередной раз проиграл в вечном споре между божественным и земным.
Конфликт между Фаустом и Мефистофелем существует вечно, потому что это борьба между добром и злом, которые живут в каждом. И по сей день остается актуальным призыв доктора Фауста не останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой!