А.А.Фет «Тополь». Композиционный анализ поэтического текста. Урок литературы в 10 классе
Ясинская Светлана Георгиевна Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» МОУ «СОШ 22» Череповец Череповец
«Тополь» Сады молчат. Унылыми глазами Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг; С унынием в душе гляжу вокруг; Последний лист разметан под ногами, Последний лист разметан под ногами, Последний лучезарный день потух. Последний лучезарный день потух. Лишь ты один над мертвыми степями Лишь ты один над мертвыми степями Таишь, мой тополь, смертный свой недуг Таишь, мой тополь, смертный свой недуг И, трепеща по-прежнему листами, И, трепеща по-прежнему листами, О вешних днях лепечешь мне как друг. О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И осени тлетворный веет дух; И осени тлетворный веет дух; С подъятыми ты к небесам ветвями С подъятыми ты к небесам ветвями Стоишь один и помнишь теплый юг. Стоишь один и помнишь теплый юг г г.
Содержание 1. Дидактический материал. Дидактический материал. Дидактический материал. 2. Задание – 1. Ритмический рисунок текста. Задание – 1. Ритмический рисунок текста. Задание – 1. Ритмический рисунок текста. 3. Задание – 2. Анализ композиции. Задание – 2. Анализ композиции. Задание – 2. Анализ композиции. 4. Задание – 3. Художественные образы. Задание – 3. Художественные образы. Задание – 3. Художественные образы. 5. Задание – 4. Анализ языковых уровней текста. Задание – 4. Анализ языковых уровней текста. Задание – 4. Анализ языковых уровней текста. 6. Задание – 5. Тропы и фигуры. Задание – 5. Тропы и фигуры. Задание – 5. Тропы и фигуры. 7. Задание – 6. Тема и идея. Задание – 6. Тема и идея. Задание – 6. Тема и идея. 8. Задание – 7. «Вверх по лестнице смыслов». Задание – 7. «Вверх по лестнице смыслов». Задание – 7. «Вверх по лестнице смыслов». 9. Задание – 8. Ритм и смысл текста. Задание – 8. Ритм и смысл текста. Задание – 8. Ритм и смысл текста. 10. Вывод. Вывод. 11. Литература. Литература.
Схема анализа поэтического текста Ритмический рисунок (организация) Ритмический рисунок (организация) Метр. Размер (пиррихий, спондей). Константа (последнее сильное место в строке). Клаузула (окончание). Длина строчек. Метр. Размер (пиррихий, спондей). Константа (последнее сильное место в строке). Клаузула (окончание). Длина строчек. Анакруза (начальное слабое место в строке). Цезура (словораздел внутри строки). Рифма в стихе. Рифмовка в строфе. Анакруза (начальное слабое место в строке). Цезура (словораздел внутри строки). Рифма в стихе. Рифмовка в строфе. Композиция поэтического текста Композиция поэтического текста Строфы и стихи. Микротема каждой части. Строфы и стихи. Микротема каждой части. Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды. Языковая композиция: ключевые слова, словесные тематические ряды. Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж. Композиционные приёмы: повтор, усиление, противопоставление, монтаж. Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы. предложения, рифмы, повторы. Художественные образы и мотивы Художественные образы и мотивы Лирический герой. Лирический герой.
Схема анализа поэтического текста Художественное время и пространство Художественное время и пространство Языковые уровни текста Языковые уровни текста Фонетический уровень. Звукопись. Аллитерация на …… (согласные). Ассонанс на ….. (гласные). Морфемный уровень. Роль морфем. Морфемный уровень. Роль морфем. Лексический уровень. Слова книжные, разговорные, нейтральные. Лексический уровень. Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска. Цветопись. Синонимы, антонимы. Эмоциональная окраска. Цветопись. Морфологический уровень. Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность). Морфологический уровень. Преобладающие части речи (предметность, описательность, действительность). Синтаксический уровень. Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов. Роль знаков препинания. Фигуры. Синтаксический уровень. Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов. Роль знаков препинания. Фигуры. Языковые средства художественной изобразительности Языковые средства художественной изобразительности Тропы и фигуры. Тропы и фигуры. Тема и идея текста Тема и идея текста Связь ритма с содержанием текста Связь ритма с содержанием текста
Карточка – помощница 1. Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)….. Константа на ….., анакруза ….. придают ритму стройность. Чередование ….. клаузул, ….. строчек дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. Жесткий финал строфы создается мужским окончанием. (Мягкий ….. создается ….. окончанием). Ощущение твердости возникает за счет короткого стиха. 2. Образ ….. создают слова ….. Словесный ряд ….. вызывает ощущение (ассоциации) ….. Композиция строится на …. словесных рядов. Автор использует композиционные приемы …..
Карточка – помощница 3. Лирический герой в I строфе ….., а в последней ….. 4. Аллитерация на ….. создает ощущение ….. Ассонанс на ….. вызывает ассоциации ….. 5. Повторы слов ….. усиливают (подчеркивают) ….. Противопоставление слов ….. создает ….. На всех языковых уровнях мы обнаружили прием ….. 6. Троп ….. используется с целью ….. Троп ….. вызывает ощущение ….. 7. Название ….. становится символом (метафорой) ….. Анализ текста вывел нас к ….. позиции. С точки зрения поэта, …..
«Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд) 1. Внешний сюжет 2. Фантастика и реальность 3. Природа и человек 4. Мир и человек 5. Человек
Тропы Эпитет Сравнение Эпитет Сравнение Аллегория Перифраза Аллегория Перифраза Эвфемизм Метафора Эвфемизм Метафора Метонимия Ирония Сарказм Гипербола Олицетворение Метонимия Ирония Сарказм Гипербола Олицетворение Синекдоха Синекдоха Литота Литота Символ Символ
Фигуры Анафора Анафора Антитеза Антитеза Градация Градация Оксюморон Оксюморон Острота Острота Параллелизм Параллелизм Повторение Повторение Риторический вопрос Риторический вопрос (восклицание, обращение) (восклицание, обращение) Умолчание Умолчание Эллипсис Эллипсис Эпифора Эпифора Инверсия Инверсия
Задание - 1 Определим ритмический рисунок текста Определим ритмический рисунок текста Один ученик на доске составляет метрическую схему стихотворения (все строфы). Один ученик на доске составляет метрическую схему стихотворения (все строфы). Класс скандирует вслух. Класс скандирует вслух. Фронтальная работа. Характеристика ритмического рисунка. Фронтальная работа. Характеристика ритмического рисунка. Сделайте вывод. Сделайте вывод.
Ритмический рисунок Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10 слоге, анакруза односложная постоянная, цензуры нет, чередуются длинные и короткие строки, клаузула мужская и женская. Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10 слоге, анакруза односложная постоянная, цензуры нет, чередуются длинные и короткие строки, клаузула мужская и женская. Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная, богатая и бедная, открытая и закрытая, ассонансная. Рифма в стихе конечная, чередуются мужская и женская, точная и неточная, богатая и бедная, открытая и закрытая, ассонансная. Рифмовка в строфе перекрестная. Рифмовка в строфе перекрестная. В стихотворении 3 строфы по 4 стиха. В стихотворении 3 строфы по 4 стиха.
Вывод Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза придают ритму стройность. Чередование длинных и коротких строк, мужских и женских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание.
Задание - 2 Приступим к анализу композиции Приступим к анализу композиции Какова микротема каждой строфы? Какова микротема каждой строфы? Найдем ключевые слова. Найдем ключевые слова. Проанализируем сильные позиции текста. Проанализируем сильные позиции текста. Проанализируем языковую композицию. Проанализируем языковую композицию.
Микротемы 1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния (С унынием в душе гляжу вокруг). 1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния (С унынием в душе гляжу вокруг). 2 строфа – лирический герой обращается к тополю, который еще живет (Лишь ты один над мертвыми степями). 2 строфа – лирический герой обращается к тополю, который еще живет (Лишь ты один над мертвыми степями). 3 строфа – тополь живет, несмотря на гибельную осень (Стоишь один и помнишь теплый юг). 3 строфа – тополь живет, несмотря на гибельную осень (Стоишь один и помнишь теплый юг).
Ключевые слова Это будут тополь, осень. Это будут тополь, осень.
Сильные позиции Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого тополя. На антитезе построены название и первое предложение: живой тополь и мертвые сады. Название и последнее предложение (прием усиления) дают возможность надежды, веры. Само название Тополь - символ стойкости, мужества, веры. Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого тополя. На антитезе построены название и первое предложение: живой тополь и мертвые сады. Название и последнее предложение (прием усиления) дают возможность надежды, веры. Само название Тополь - символ стойкости, мужества, веры.
Языковая композиция Построим словесные тематические ряды Построим словесные тематические ряды Работа в парах. Работа в парах. Какие слова создают образ тополя? Какие слова создают образ тополя? Какие слова создают образ осени? Какие слова создают образ осени? Сравним два этих ряда. Сравним два этих ряда. Сделайте вывод. Сделайте вывод.
Образ тополя Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща по- прежнему листами, о вешних днях лепечешь, как друг, с подъятыми к небесам ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг. Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща по- прежнему листами, о вешних днях лепечешь, как друг, с подъятыми к небесам ветвями, стоишь один, помнишь теплый юг.
Образ осени Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за днями, осени тлетворной веет дух. Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за днями, осени тлетворной веет дух.
Сравним Композиция строится на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (унылыми глазами, с унынием в душе) и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления. Композиция строится на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов, создающих образы лирического героя (унылыми глазами, с унынием в душе) и осени. Таким образом, автор использует композиционные приемы противопоставления и усиления.
Вывод Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для поэта – одиночество, память, вера, мужество, стойкость, надежда, дружба. В основе композиции лежат приемы противопоставления и усиления. Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для поэта – одиночество, память, вера, мужество, стойкость, надежда, дружба. В основе композиции лежат приемы противопоставления и усиления.
Задание - 3 Художественные образы Художественные образы Посмотрим, как развиваются эти художественные образы тополя и осени по строфам. Посмотрим, как развиваются эти художественные образы тополя и осени по строфам. Сделайте вывод. Сделайте вывод.
Художественные образы В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует, страдает от чувства безнадежности (последний лист, последний день). Во 2 строфе лирический герой обращается к тополю, который помнит о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря на одиночество и близость смерти. В 3 строфе лирический герой восхищается мужеством тополя, который надеется, верит и помнит, несмотря на мрачные дни и тлетворный дух осени. В тексте образ тополя противопоставлен образу осени. В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует, страдает от чувства безнадежности (последний лист, последний день). Во 2 строфе лирический герой обращается к тополю, который помнит о лучших днях, живет по-прежнему, несмотря на одиночество и близость смерти. В 3 строфе лирический герой восхищается мужеством тополя, который надеется, верит и помнит, несмотря на мрачные дни и тлетворный дух осени. В тексте образ тополя противопоставлен образу осени.
Вывод Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе мы ощущаем уныние, грусть, одиночество, безнадежность. В последней строфе появляется надежда, вера в лучшее. Для лирического героя тополь – образец мужества, стойкости, надежды. Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе мы ощущаем уныние, грусть, одиночество, безнадежность. В последней строфе появляется надежда, вера в лучшее. Для лирического героя тополь – образец мужества, стойкости, надежды.
Задание - 4 Анализ языковых уровней текста Анализ языковых уровней текста 1. Фонетический уровень. 2. Морфемный уровень. 3. Лексический уровень. 4. Морфологический уровень. 5. Синтаксический уровень. 6. Сделайте вывод.
Фонетический уровень Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся звуков, находит звуки, преобладающие в строфе, создающие звукопись. Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся звуков, находит звуки, преобладающие в строфе, создающие звукопись.
Фонетический уровень В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на с, д, м, л, н. Во 2 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м. В 3 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, с, н, ч. преобладающие звонкие звуки в первой строфе противопоставлены преобладающим глухим звукам во 2 и 3 строфах. На уровне фонетики мы также обнаруживаем прием контраста. В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на с, д, м, л, н. Во 2 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м. В 3 строфе ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, с, н, ч. преобладающие звонкие звуки в первой строфе противопоставлены преобладающим глухим звукам во 2 и 3 строфах. На уровне фонетики мы также обнаруживаем прием контраста.
Морфемный уровень Найдите в тексте сложные слова. Найдите в тексте сложные слова. Какова их роль? Какова их роль?
Сложные слова Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают антитезу: жизнь – смерть. Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают антитезу: жизнь – смерть.
Лексический уровень Найдем повторяющиеся слова. Найдем повторяющиеся слова. Какова роль повтора? Какова роль повтора? Работа в парах. Работа в парах.
Лексический уровень В 1 строфе унылыми, унынием, т. е. усиливается гнетущее состояние лирического героя. Слово последний два раза в 1 строфе подчеркивает конец, умирание. Один во 2 и 3 строфах – одиночество тополя. В 3 строфемрачней, мрачнее нагнетают трагическое ощущение лирического героя. В 1 строфе деньлучезарный, во 2 строфе дни вешние, в 3 строфе дни мрачные - так создается контраст. В 1 строфе унылыми, унынием, т. е. усиливается гнетущее состояние лирического героя. Слово последний два раза в 1 строфе подчеркивает конец, умирание. Один во 2 и 3 строфах – одиночество тополя. В 3 строфемрачней, мрачнее нагнетают трагическое ощущение лирического героя. В 1 строфе деньлучезарный, во 2 строфе дни вешние, в 3 строфе дни мрачные - так создается контраст.
Морфологический уровень Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и почему преобладает? Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и почему преобладает? 1 ряд – имя существительное и личные местоимения, 2 ряд – имя прилагательное, причастие, 3 ряд – глаголы, деепричастия. 1 ряд – имя существительное и личные местоимения, 2 ряд – имя прилагательное, причастие, 3 ряд – глаголы, деепричастия.
Морфологический уровень Преобладают слова, относящиеся к существительным и местоимениям (21), прилагательным и причастиям (15). Они создают предметность и описательность т. е. чувства, мысли, ощущения. Местоимение ты создает диалогичность. Преобладают слова, относящиеся к существительным и местоимениям (21), прилагательным и причастиям (15). Они создают предметность и описательность т. е. чувства, мысли, ощущения. Местоимение ты создает диалогичность. Глаголы, деепричастия (8 слов). Глаголы, деепричастия (8 слов).
Синтаксический уровень Охарактеризуем каждое предложение. Охарактеризуем каждое предложение. Почему в 1 строфе два предложения, а не одно, как во 2 и 3 строфах? Почему в 1 строфе два предложения, а не одно, как во 2 и 3 строфах? Почему во 2 предложении используется точка с запятой? Почему во 2 предложении используется точка с запятой? Почему в 4 предложении употребляется точка с запятой? Почему в 4 предложении употребляется точка с запятой?
Синтаксический уровень В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое, нераспространенное. Второе предложение сложное, бессоюзное. Третье предложение простое, осложнено обращением, обособленным обстоятельством. Четвертое предложение сложное. В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое, нераспространенное. Второе предложение сложное, бессоюзное. Третье предложение простое, осложнено обращением, обособленным обстоятельством. Четвертое предложение сложное.
Синтаксический уровень В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении сообщается о чувствах лирического героя. В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении сообщается о чувствах лирического героя.
Синтаксический уровень Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж. Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж.
Синтаксический уровень Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И во 2, и в 4 предложениях эти сообщения контрастны. Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И во 2, и в 4 предложениях эти сообщения контрастны.
Вывод Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления. Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.
Задание - 5 Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры Какова их роль? Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры Какова их роль? Групповая работа. Групповая работа. Сделайте вывод. Сделайте вывод.
Тропы и фигуры Олицетворения. Сады молчат, тополь таишь, лепечешь, стоишь, помнишь. Молчат и лепечешь - контраст. Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных условиях. Олицетворения. Сады молчат, тополь таишь, лепечешь, стоишь, помнишь. Молчат и лепечешь - контраст. Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных условиях. Тлетворный дух осени – страшное существо, губящее все живое. Тлетворный дух осени – страшное существо, губящее все живое. Инверсия. Необычное синтаксическое построение 2, 4 предложений увеличивает силу воздействия на читателя. Инверсия. Необычное синтаксическое построение 2, 4 предложений увеличивает силу воздействия на читателя. Символ. Тополь – олицетворение мужества, веры, стойкости. Символ. Тополь – олицетворение мужества, веры, стойкости. Анафора. В 1 строфе повтор слова последний создает трагическое ощущение. Анафора. В 1 строфе повтор слова последний создает трагическое ощущение.
Тропы и фигуры Эпитеты. Глаза унылые - безнадежность, тоска. Последний лист – он еще был живым. Последний день – конец жизни, лучезарный день – солнечный, яркий, живой. Мертвые степи – безжизненные, смертный свой недуг – ведущий к смерти, ужасу, вешние дни – весенние, прекрасные, живые, мрачные дни – тоскливые, унылые, тлетворный дух осени – смертельный. Эпитеты. Глаза унылые - безнадежность, тоска. Последний лист – он еще был живым. Последний день – конец жизни, лучезарный день – солнечный, яркий, живой. Мертвые степи – безжизненные, смертный свой недуг – ведущий к смерти, ужасу, вешние дни – весенние, прекрасные, живые, мрачные дни – тоскливые, унылые, тлетворный дух осени – смертельный. Сравнение. Тополь как друг - надежность, верность. Сравнение. Тополь как друг - надежность, верность. Метафоры. Тополь – человек, осень – жизнь, судьба. Метафоры. Тополь – человек, осень – жизнь, судьба.
Вывод Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения. Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.
Задание - 6 Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (смертный недуг), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (мой тополь, как друг). Время стихотворения – поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть (смертный недуг), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве. Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры; он поддерживает в трудную минуту (мой тополь, как друг).
Тема и идея Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист под ногами, а тополь над мертвыми степями, с подъятыми к небесам ветвями. Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно. Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом, надеяться и верить в Бога. Не случайно пространство текста: последний лист под ногами, а тополь над мертвыми степями, с подъятыми к небесам ветвями. Может быть, именно вера христианская и позволяет жить и умереть достойно.
Задание - 7 Для более глубокого понимания используем прием Вверх по лестнице смыслов Для более глубокого понимания используем прием Вверх по лестнице смыслов 1. Внешний сюжет. 1. Внешний сюжет. Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть. Природа умирает, лирический герой тоскует, тополь, одинокий и стойкий, держится, хотя и он должен погибнуть. 2. Фантастика и реальность. 2. Фантастика и реальность. Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца. Тополь – метафора человека, одинокого, стойкого, достойно ожидающего конца.
«Вверх по лестнице смыслов» 3. Природа и человек. 3. Природа и человек. Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду. Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску, но тополь дает ему надежду. 4. Мир и человек. 4. Мир и человек. Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях. Мир мрачен, тосклив, но человек способен достойно жить и умереть и в таких условиях. 5. Человек. 5. Человек. Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом. Человек тоскует, грустит, страдает в одиночестве. Но, с другой стороны, человек обладает мужеством, стойкостью, верой, воспоминаниями о прошлом.
Задание - 8 Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста? Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста? Мы обнаружили, что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях. Мы обнаружили, что чередование длинных и коротких строк, женских и мужских клаузул дает сочетание мягкого и твердого ритменного начала. В финале строфы твердое мужское окончание. Анализ текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях.
Вывод Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции. Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях. Композиция строится с помощью приема противопоставления. Анализ композиции вывел нас к авторской позиции.
Литература Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996 Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988 Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М.,1988 Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970 Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.,1970 Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998 Эткинд Е. Материя стиха. – СПб, 1998 Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997 Гинзбург Л. О лирике. – М.,1997 Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002 Холшевников В. Основы стиховедения. – М., 2002
Литература Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001 Гаспаров М. О русской поэзии. – СПб, 2001 Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994 Баевский В. История русской поэзии. – М.,1994 Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, 11 Сухих И. Мир Фета: мгновения и вечность. – Звезда, 1995, 11 Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, 11 Сухих И. Шеншин и Фет: жизнь и стихи. – Нева, 1995, 11 Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982 Сухова Н. Мастера русской лирики. – М., 1982 Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000 Сухова Н. Лирика Афанасия Фета. – М., 2000