Федичкина Ю.С., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ им. С.Е. Кузнецова с. Чемодановка Урок литературы в 8 классе
(1873 – 1950)
И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. -познакомиться с отдельными фактами биографии писателя; -проследить, какое влияние оказала историческая эпоха на судьбу и творчество писателя Цель:
Какое влияние оказала семья на формирование личности писателя? Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью. Хозяева и работники вместе постились, вместе блюли обряды и нравственные заветы старины, ходили на богомолье, жили не просто рядом, но и вместе. И это отсутствие раздвоенности, единство духовных принципов и реального образа жизни оказали благодатное влияние на формирование нравственного мира мальчика. Проверь себя
Какое образование получил И.С. Шмелев? Грамоте Иван Шмелев обучался дома. Его первым учителем была мать. В 1884 году Шмелев поступил в шестую Московскую гимназию. Позже заканчивает юридический факультет Московского университета.
Проверь себя Чем закончился первый литературный опыт будущего писателя? Рассказ "У мельницы", опубликованный в 1895 году в журнале "Русское обозрение", стал неудачным литературным дебютом Шмелева.
Проверь себя Какие исторические события выпали на судьбу писателя? Первой русская революция, Первая мировая война, Февральскую революцию встретил восторженно, к Октябрьской проявил полную непримиримость.
Проверь себя Каково литературное наследие И.С. Шмелева? Впечатления от первой русской революции: повести «По спешному делу», «Распад» (1906); рассказы «Вахмистр» (1906), «Иван Кузьмин» (1907). Во время Первой мировой войны: сборники рассказов и очерков «Карусель» (1916), «Суровые дни», «Лик скрытый» (1917). В эмиграции создавал рассказы, в которых описал нравы новой власти «Солнце мёртвых» (1923), «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925). Воспоминания о прошлом: («Богомолье» (1931), «Лето Господне» ( )).
Способы создания образа Средства художественной выразительности, приемы Баталин Цветаев 1. Социальный статус ИнспекторПреподаватель словесности, Шмелев называет его по имени – отчеству: «Федор Владимирович». Проверь себя
2. Портретная характеристика Выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой, тонкий костлявый палец с отточенным остро ногтем, показались зубки, холодные глаза, холодное презрение, так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку». Прием иронии и сатиры. Эпитеты, сравнения: «незабвенный, посмеивающийся чуть глазом». Способы создания образа Средства художественной выразительности, приемы Баталин Цветаев
3. Речевая характеристика Говорит сквозь зубы – ну прямо цедит! Ужасным, свистящим голосом, начал пилить со свистом. Говорил чуть-чуть на «о», благодушно, певуче читал Способы создания образа Средства художественной выразительности, приемы Баталин Цветаев Проверь себя
Домашнее задание 1. Ответить письменно на вопрос: Как вы понимаете слова героя в финале рассказа: «Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… - готовиться. Я другой, другой!» 2. Прочитать рассказ М. Осоргина «Пенсне» 3. По желанию задание 2, стр. 106
Источник шаблона: учитель информатики Курбанова Ирина Борисовна, ГБОУ школа 594, Санкт-Петербург, сайт: Шрифт Romantica script: При оформлении презентации использованы графические клипарты: Бумага для фона: png Пистолет fotki.yandex.ru/get/5624/ b/0_80a18_a44fb704_orighttp://img- fotki.yandex.ru/get/5624/ b/0_80a18_a44fb704_orig Книги: png Чернильница: framework/item/1301-school-photo-frame-i-and-my-class-.htmlhttp:// framework/item/1301-school-photo-frame-i-and-my-class-.html Подсвечник: Свеча: png Роза: png Портрет: html Ученый: