Педагогическая диагностика и коррекция в процессе работы школьников с текстом.
Цель диагностики – определить уровень владения умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности ученика.
прочитать текст учебника (объём учебного материала для учащихся 5 – 7-х классов – не более 2-х страниц, 8 – 10-х не более з-х страниц); разработать краткий конспект содержания учебной статьи; придумать 3 вопроса разного уровня сложности к учебной статье; дать краткий ответ на свои вопросы; записать вопросы на карточку; обменяться карточками с партнёром; ответить на вопросы партнёра (письменно); оценить работу партнёра.
отбирать основное содержание учебного материала; кодировать учебную информацию в форме конспекта; отбирать материал для конструирования вопросов; конструировать репродуктивные вопросы; отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра); конструировать проблемные вопросы (свои и партнёры); оценивать работу партнёра; корректировать работу партнёра; рационально распределять время самостоятельной работы.
При проверке результатов работы учащихся учитель заполняет аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося.
Аналитическая таблица Ф.И. Умения Кол-во баллов %Выводы Ключ: если ребёнок владеет умением, он получает 3 балла; если испытывает затруднения – 2 балла; если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие – 1 балл; если умение не сформировано – 0 баллов.
30 баллов – идеальный уровень – «5»; 27 – 29 - оптимальный уровень – «5»; 25 – 26 - допустимый – «4»; 20 – 24 - критический – «3». Сумма баллов соотносится с «пятибалльной» оценкой результатов деятельности учащихся.
Если у ученика сформированы умения 1-5, он владеет репродуктивными умениями и, следовательно, может без помощи учителя, самостоятельно выполнять задания репродуктивного характера. Если сформированы умения 1-10, то ученик владеет и репродуктивными и творческими умениями и может самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности.
«Закономерности распределения основных элементов климата на территории России».
создать условия для комплексного применения знаний в процессе конструирования вопросов и ответов творческого характера.
урок повторения и обобщения знаний
Образовательные: способствовать пониманию закономерностей распределения основных элементов климата на территории России, отработать понятие «коэффициент увлажнения». Воспитательные: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру. Развивающие: продолжить формирование умений конструировать вопросы творческого характера в процессе работы с текстом и рисунками учебника.
фронтальная; индивидуальная; парная. Методы обучения: частично- поисковая; проблемного изложения.
Настенные карты: климатическая карта России, физическая карта России, природные зоны России; Карты атласа: климатическая карта, природные зоны; График успешной деятельности класса.
Ход урока Структура Деятельность учителя Деятельность учеников 1. Оргмомент 2. Целеполагание и мотивация Приветствует класс, настраивает его на успешную работу. Сообщает о цели урока, разъясняет необходимость владения умениями, полученными на уроке, в изучении курса географии. Выбирает экспертов, выдаёт им специальный лист для выполнения графика успешной деятельности класса. Здороваются. Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на успех в учебной деятельности. Записывают цели изучения темы.
3. Актуализация знаний и умений 4. Изучение и применение нового материала ЗАДАНИЕ: в течении трёх минут прочитать фрагмент статьи, сконструировать несколько вопросов по содержанию. ВОПРОС: при каких условиях можно быстро и качественно выполнить задание? Разъясняет условия и последовательность работы школьников на занятии Игра 1 «Подбери вопрос» Учитель сам записывает на доске вопросительные слова и выражения: Почему? Докажи, что… Какова взаимосвязь? Какова причина? Каковы следствия? Что произойдёт, если…? Объясни зависимость… Затем выбирает из текста два предложения и к каждому предложению подбирает вопросительное слово. Например: 1. Распределение температуры воздуха на территории страны зависит от радиационного баланса Выполняют задание, анализируют условие его выполнения. Осознают основные правила работы на занятии. Читают вместе с учителем фрагмент текста учебника Учащиеся заслушивают вопросы, находят в тексте предложения к вопросам
Почему? 2. Зимой на территории России происходит интенсивное выхолаживание поверхности. Докажи, что это так Игра 2 « Найти опорные предложения» Учитель напоминает учащимся, что такое опорное предложение. Он предлагает учащимся прочитать первую часть соответствующего параграфа учебника «Распределение температуры воздуха» и выбрать опорные предложения. Игра 3 «Кто больше?» Учитель предлагает прочитать фрагмент параграфа учебника и выбрать как можно больше опорных предложений (работа продолжается в течение 3 минут). Через 3 минуты подводятся результаты. Кто отобрал з предложения? И больше? Учащиеся читают текст учебника и выбирают опорные предложения, а затем зачитывают их вслух. Примерные ответы: -в январе положение изотерм мало связано с географической широтой; -Чётко прослеживается изменение январских температур при движении с запада на восток; - К востоку возрастает повторяемость холодного континентального воздуха у меренных широт и т. д. Учащиеся работают с текстом учебника и находят опорные предложения. Ученик, который нашёл больше всех опорных предложений, зачитывает их вслух: -в июле на всей территории страны средние месячные t положительны; -июльские изотермы направлены почти по широтно. Летние t имеют очень большое значение для развития растений; -Летние t имеют очень большое значение для процессов почвообразования; -годовая амплитуда t отражает приблизительно степень континентальности климата;
Игра 4 «Моя познавательная задача» Учитель объясняет, что познавательная задача состоит из двух частей – смысловой (опорное предложение) и вопроса. Затем предлагает прочитать содержание статьи следующей рубрики параграфа (Распределение осадков) и сконструировать познавательную задачу, используя вопросы и вопросительные слова, выписанные на доске. Игра 5 «Кто быстрее?» (работа в творческих парах) Учитель предлагает прочитать три абзаца из рубрики (Коэффициент увлажнения), отобрать три опорных предложения, сконструировать познавательные задачи и предложить свой вариант решения. -Наибольшая степень континентальности климата характерна для Забайкалья, Средней и С-В Сибири. Учащиеся конструируют познавательные задачи. Например: распределение осадков зависит от циркуляции воздушных масс, рельефа, температуры воздуха. Докажи. Учащиеся конструируют познавательные задачи. Те, кто выполнил задание быстрее других, зачитывают свой вариант (один из пары читает задачу, другой даёт ответ). Примеры познавательных задач: - при различных температурных условиях с поверхности испаряется разное количество воды. Докажи, пользуясь «Климатической картой» атласа и рисунком учебника;
Игра 6 «Слоёный пирог» Учитель предлагает за 10 минут выполнить задание: 1. Прочитать текст под рубрикой (Коэффициент увлажнения). 2. Отобрать опорные предложения. 3. Закодировать информацию (ЛОС). 4. Сконструировать познавательные задачи по типу учебной статьи. 5. Коротко записать вариант ответа. Игра 7 «Конкурс на лучшее домашнее задание» Учитель предлагает прочитать статью, разбить её на части, выбрать одну, озаглавить её, сконструировать познавательную задачу. Условия конкурса учитель записывает на доске: а) домашнее задание конструируется по содержанию учебного материала, изученного на уроке; б) работа на конкурс выполняется индивидуально или в творческих парах (пары комплектуются по желанию учащихся); в) домашняя работа включает систему из 4-5 вопросов и заданий разного уровня сложности Учащиеся в парах выполняют задание, предварительно распределив обязанности (например, один конструирует познавательные задачи, а второй – отвечает). Через 10 минут по выбору учителя одна пара учащихся предлагает свой вариант выполненного задания, ЛОС записывает на доске. Читают текст рубрики учебника «Распределение температуры воздуха», разбивают её на 3-4 логические части, выбирают одну, озаглавливают её. Конструируют три задания, записывают на карточке, сдают в экспертную группу. Экспертная группа отбирает лучшие варианты, ориентируясь на условия конкурса.
5. Рефлексия Учитель предоставляет слово экспертной группе, затем вместе с учащимися обсуждают эффективность приобретения умений в ходе каждой игры. Экспертная группа анализирует график успеха деятельности класса. Эксперт поясняет, что высокий уровень ставится, если при выполнении задания большинство учащихся активно работали: средний – 50% учащихся; Низкий – менее 50%
Научно-методический журнал «География в школе», 2, 2003 г. ( статья: Г.А. Русских, кандидат педагогических наук, доцент Вятского государственного педагогического университета, г. Киров «Педагогическая диагностика и коррекция в процессе работы школьников с текстом»)