«Математическое развитие дошкольников в процессе использования произведений устного народного творчества». ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Математическое развитие дошкольников в процессе использования произведений устного народного творчества». Разработчик: Клюева Галина Михайловна воспитатель структурного подразделения «Детский сад 9 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Проблема: Развитие математических способностей с использованием устного народного творчества.
Паспорт проекта Вид проекта: По количеству участников: групповой. По направленности: предметный (математическое развитие). По приоритету метода: творческий (создание методического пособия) По контингенту участников: разновозрастной (6-7 лет). По продолжительности: долгосрочный (проект осуществляется в течение 1 года).
Актуальность проекта: Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.
Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.).
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов устного народного творчества. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.
Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Фольклорный материал влияет на формирование произвольности психических процессов, на развитие произвольности внимания, на произвольную память.
На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана единства решаемых в дошкольном возрасте задач.
Именно через использование устного народного творчества отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету.
Таким образом, если в работе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Цель: создание развивающей среды, основанной на устном народном творчестве, направленная на формирование элементарных математических представлений дошкольников.
Объект: процесс формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Предмет: Развитие математических способностей с использованием устного народного творчества.
Задачи: 1. Изучение анализа литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей. 2. Отбор и систематизация произведений с элементами малых жанров народного фольклора, которые будут способствовать повышению уровня математических представлений у детей. 3. Создание пособия для педагогов и родителей.
Гипотеза: если в работе с дошкольниками использовать систему познавательной деятельности с элементами устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей, а также воспитанию патриотических чувств.
При разработке системы познавательной деятельности я ознакомилась с вопросами теории таких исследователей как Т.М. Бабушкина, В.П. Аникина, Г.С. Виноградова, Е.И. Щербакова, Е.В. Шаталова. Это явилось методологической основой моей работы.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с включением малых жанров народного фольклора.
Формы организации: Индивидуально-творческая деятельность, творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей), учебно-игровая деятельность (игры, познавательная деятельность), математическое развлечение.
Обоснование результативности: Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая малые жанры устного народного творчества, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей: 1. У детей выработан интерес к самому процессу познавательной деятельности. 2. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач. 3. Стремятся к достижению познавательной цели. 4. Развивают навыки самоконтроля и самооценки.
Список литературы Ерофеева, Т.И., Павлова, Л.Н., Новикова, В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М.. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр Носова Е.А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990 г. стр Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". -Л. : 1990 г. стр Шаталова, Е.В. Использование математических загадок в детском саду/ Е.В. Шаталова. – Белгород, – стр.157 Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательский центр Академия, Автор фотоматериала Вишлина Людмила Семёновна – воспитатель структурного подразделения «Детский сад 9 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района.