Тема урока:Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой Реквием урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 с. Белая Глина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием». Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом,
Advertisements

Поэма «Реквием» Провела учитель литературы Беськаева Елена Алексеевна.
Трагедия народа в поэме А.А.Ахматовой «Реквием» Цели урока: Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме; Уметь анализировать содержание стихотворного.
Анна Ахматова «Реквием» Композиция. Лирическое и эпическое в поэме.Крестный путь русского народа в поэме.,,
Ахматова- голос эпохи.. «Anno Domini» (лето господне) «Подорожник» Ахматова: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые.
Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
А.А.Ахматова «Реквием» ( ) Смысл заглавия: 1.Заупокойная месса, посвященная памяти усопшего. 2.Католическое богослужение по умершим 3. Траурное.
Илья Глазунов «Возвращение блудного сына». Материал подготовила Морозова Н.Т.
Суд над репрессией ДЕЛО Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда,
ТВОРЧЕСТВО АННЫ АНДРЕЕВНЫ Анна Андреевна Ахматова впервые вышла в печать в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам ( сборники « Вечер », 1912, « Чётки.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" О замысле "Реквиема" Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии. Первые наброски.
Выполнила ученица 11Т класса Юрьева Евгения. (А.Ахматова)
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ 388 СВАО г. Москвы Литвиновой Татьяны Ивановны «Я была тогда с моим народом…» Поэма А.Ахматовой.
(А.Ахматова) Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в 30-е г.г. явилось создание ею поэмы «Реквием», посвященной годам «большого террора»
Приветствую участников научно-практической конференции.
Урок литературы 11 класс на тему « Творчество Анны Ахматовой. Великая трагедия.» учителя русского языка и литературы Закуевой Ирины Абузедовны МОУ СОШ.
Урок литературы по творчеству А.А.Ахматовой 11 класс Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ « Средняя общеобразовательная школа 2 г. Облучье»
Цель урока: Проанализировать содержание поэмы через художественную ткань текста. Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны.
Урок литературы в 11 классе Трагическое звучание поэмы А.А.Ахматовой «Реквием»
Транксрипт:

Тема урока:Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой Реквием урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 с. Белая Глина Герасимова Алла Алексеевна

1.Показать, как исполнена поэмой Реквием гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве, какова идея произведения. 2.Выяснить, какие художественные средства выразительности использовала А. Ахматова для создания поэмы? 3. Вспомнить, для кого из поэтов, художников, композиторов характерна тема реквиема.

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной, Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой.

Поэзия - это сам поэт и его время, его дух и противоборство с несправедливостью ради благородства и красоты. Поэзия Ахматовой - неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. 1961

Ответьте на вопрос: 1) В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чем смысл усиливаемого таким повтором противопоставления? 1) В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чем смысл усиливаемого таким повтором противопоставления?

Поговорим о композиции поэмы. композиции

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957 Ленинград

« ПОСВЯЩЕНИЕ» содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья « осатанелых лет» Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска.

Читает Анна Ахматова Вступление. Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки. Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.

Вы прослушали часть поэмы в исполнении Анны Ахматовой, скажите, какие чувства и мысли возникли у вас?

«Вступление» поэмы обнажает правду на грани фантастики, поэтому очень естественно здесь возникают гротескные образы: …Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь… Какие чувства вызывают у вас эти строки?

Строфа «Уводили тебя на рассвете…» строится как народный плач. Это причитание матери по уводимому в тюрьму сыну, которое объединяется с крестьянским плачем по покойнику(представление о нем возникает благодаря лексике: «темная…горница», «плакали дети», «свеча оплыла», «холод иконки», это услышанные из глубины веков крики и стоны стрелецких жен. Как связана история со временем, в котором пришлось жить Анне Ахматовой?

Свое личное горе Ахматова выразила коротким стихотворением, корнями уходящим в фольклор. Тихо льется тихий Дон. Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень. Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна. Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Какую роль играет стихотворение, напоминающее колыбельную, в поэме?

Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. И только пышные цветы, И звон кадильный, и следы

Выступление творческой группы на тему: «БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ «РЕКВИЕМ» А.Ахматовой» МОТИВЫ В

В чем своеобразие трактовки Ахматовой кульминации евангельского сюжета (главка «Распятие»)? Кто из персонажей этой сцены оказывается центральной фигурой картины?

Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества- распятие Христа

Библейская тема воплощена в Х главе «РАСПЯТИЕ». Ей предпослан евангельский эпиграф: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе хрящи» Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел

В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого частное и общее, личное и общечеловеческое сливаются воедино

Как разрешается в «Эпилоге» важнейший конфликт поэмы – конфликт между Смертью и Памятью? В чем своеобразие трактовки Ахматовой традиционной для русской поэзии темы памятника поэту?

Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, Ахматова трактует ее очень ярко, мощно: А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество… … здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов…

Выступление творческой группы «Тема Реквиема в творчестве художников, композиторов, поэтов»Тема Реквиема

Книга В. Жирмунского Анна Ахматова, в которой ярко представлена личность поэтессы, рассматривается эволюция её таланта, своеобразие художественного мастерства. Автор книги В сто первом зале В. Виленкин живо рассказывает об Ахматовой, делится своими размышлениями об истоках, мотивах и характерных чертах её поэзии. В книге А. И. Павловского Анна Ахматова: Жизнь и творчество охарактеризованы творческий путь Ахматовой, особенности её дарования Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: в 2 ч./ под ред. Л.Г. Максидоновой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, Сеть Интернет

Написать сочинение (темы на выбор) 1. «Средства художественной выразительности в поэме А.Ахматовой «Реквием» 2. И.Бродский говорил, что «Реквием» - автобиография поэта, а не народная трагедия. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.