Тема урока:Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой Реквием урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 с. Белая Глина Герасимова Алла Алексеевна
1.Показать, как исполнена поэмой Реквием гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве, какова идея произведения. 2.Выяснить, какие художественные средства выразительности использовала А. Ахматова для создания поэмы? 3. Вспомнить, для кого из поэтов, художников, композиторов характерна тема реквиема.
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной, Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой.
Поэзия - это сам поэт и его время, его дух и противоборство с несправедливостью ради благородства и красоты. Поэзия Ахматовой - неотъемлемая часть современной русской и мировой культуры.Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. 1961
Ответьте на вопрос: 1) В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чем смысл усиливаемого таким повтором противопоставления? 1) В эпиграфе слова «чуждый» и «мой народ» повторяются. В чем смысл усиливаемого таким повтором противопоставления?
Поговорим о композиции поэмы. композиции
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): - А это вы можете описать? И я сказала: - Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957 Ленинград
« ПОСВЯЩЕНИЕ» содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья « осатанелых лет» Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними «каторжные норы» И смертельная тоска.
Читает Анна Ахматова Вступление. Это было, когда улыбался Только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград. И когда, обезумев от муки, Шли уже осужденных полки, И короткую песню разлуки Паровозные пели гудки. Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных марусь.
Вы прослушали часть поэмы в исполнении Анны Ахматовой, скажите, какие чувства и мысли возникли у вас?
«Вступление» поэмы обнажает правду на грани фантастики, поэтому очень естественно здесь возникают гротескные образы: …Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь… Какие чувства вызывают у вас эти строки?
Строфа «Уводили тебя на рассвете…» строится как народный плач. Это причитание матери по уводимому в тюрьму сыну, которое объединяется с крестьянским плачем по покойнику(представление о нем возникает благодаря лексике: «темная…горница», «плакали дети», «свеча оплыла», «холод иконки», это услышанные из глубины веков крики и стоны стрелецких жен. Как связана история со временем, в котором пришлось жить Анне Ахматовой?
Свое личное горе Ахматова выразила коротким стихотворением, корнями уходящим в фольклор. Тихо льется тихий Дон. Желтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень. Видит желтый месяц тень. Эта женщина больна. Эта женщина одна. Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. Какую роль играет стихотворение, напоминающее колыбельную, в поэме?
Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Все перепуталось навек, И мне не разобрать Теперь, кто зверь, кто человек, И долго ль казни ждать. И только пышные цветы, И звон кадильный, и следы
Выступление творческой группы на тему: «БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭМЕ «РЕКВИЕМ» А.Ахматовой» МОТИВЫ В
В чем своеобразие трактовки Ахматовой кульминации евангельского сюжета (главка «Распятие»)? Кто из персонажей этой сцены оказывается центральной фигурой картины?
Трагедия народа так велика, что не вмещается в рамки траурного реквиема. Трагедия вызывает в памяти самое страшное из преступлений в истории человечества- распятие Христа
Библейская тема воплощена в Х главе «РАСПЯТИЕ». Ей предпослан евангельский эпиграф: «Не рыдай Мене, Мати, во гробе хрящи» Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел
В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого частное и общее, личное и общечеловеческое сливаются воедино
Как разрешается в «Эпилоге» важнейший конфликт поэмы – конфликт между Смертью и Памятью? В чем своеобразие трактовки Ахматовой традиционной для русской поэзии темы памятника поэту?
Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, Ахматова трактует ее очень ярко, мощно: А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество… … здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов…
Выступление творческой группы «Тема Реквиема в творчестве художников, композиторов, поэтов»Тема Реквиема
Книга В. Жирмунского Анна Ахматова, в которой ярко представлена личность поэтессы, рассматривается эволюция её таланта, своеобразие художественного мастерства. Автор книги В сто первом зале В. Виленкин живо рассказывает об Ахматовой, делится своими размышлениями об истоках, мотивах и характерных чертах её поэзии. В книге А. И. Павловского Анна Ахматова: Жизнь и творчество охарактеризованы творческий путь Ахматовой, особенности её дарования Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Серебряный век русской поэзии: в 2 ч./ под ред. Л.Г. Максидоновой.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, Сеть Интернет
Написать сочинение (темы на выбор) 1. «Средства художественной выразительности в поэме А.Ахматовой «Реквием» 2. И.Бродский говорил, что «Реквием» - автобиография поэта, а не народная трагедия. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.