Ц ель : рассмотреть, как в сказках А. С. Пушкина отражаются фольклорные мотивы, какими средствами достигал Пушкин художественной образности и поэтичности. З адача: проследить, как используются фольклорные образы в сказках Пушкина. Ц ель : рассмотреть, как в сказках А. С. Пушкина отражаются фольклорные мотивы, какими средствами достигал Пушкин художественной образности и поэтичности. З адача: проследить, как используются фольклорные образы в сказках Пушкина.
В Михайловском А. С. Пушкин непосредственно соприкоснулся с народной поэзией. Слушал сказки Арины Родионовны и записывал их. Именно здесь начинает по- новому формироваться его отношение к фольклору.
В сказке с самого начала даётся тонкое сатирическое снижение образа царя: Во всё время разговора Он стоял позадь забора… В сказке с самого начала даётся тонкое сатирическое снижение образа царя: Во всё время разговора Он стоял позадь забора… … Едет с грамотой гонец, И приехал наконец. А ткачиха с поварихой … Допьяна гонца поят И в суму его пустую Суют грамоту другую … … Едет с грамотой гонец, И приехал наконец. А ткачиха с поварихой … Допьяна гонца поят И в суму его пустую Суют грамоту другую …
…В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт… …белочка при всех Золотой грызёт орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает…
«Сказка о попе и работнике его Балде» Поэт стремился приблизиться к народной поговорке с её афористичностью. Черновой вариант: Попадья была догадливая На всякие хитрости повадливая. Окончательная редакция: Ум у бабы был догадлив, На всякие хитрости повадлив.
В богатстве речи Пушкинских сказок отражается одна из основных национальных особенностей особенностей русского фольклорного стиля. В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покорятся воле жадной старухи.
Каждая новая просьба старика, обращённая к золотой рыбке, содержит всё больше осуждающих старуху слов: «разбранила меня моя старуха», «пуще прежнего старуха вздурилась», «что мне делать с проклятою бабой?». с проклятою бабой?». Речь сказочных персонажей отражает особенности их характеров. Это отличает сказки Пушкина от народных сказок. Пушкина от народных сказок. «что мне делать с проклятою бабой?». Речь сказочных персонажей отражает особенности их характеров. Это отличает сказки Пушкина от народных сказок.
Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход. Поэт рисует яркие сцены, близкие по стилю к фольклору: Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга…
Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». В сказке пейзаж воскрешает образность народных заклинаний. Королевич Елисей обращается к стихиям природы: к солнцу, месяцу, ветру, находя у них сочувствие. Эти обращения являются элементами устного народного творчества: Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Не видал ли где на свете Ты царевны молодой? Я жених её…
Царица-мачеха олицетворяет «тёмный мир» в сказке. Мачеха «чёрной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость приводит к её смерти: «Тут тоска её взяла, и царица умерла».
Создавая сказки, А. С. Пушкин собирает и обрабатывает наиболее яркие варианты фольклора. Сказки привлекли его «свежими вымыслами народными», мудрым взглядом на жизнь, остротой социальных и нравственных идей, народной речью.