Урок в 8 классе с использованием мультимедийной презентации на тему: « Назывные предложения» Урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 села Белая Глина Краснодарского края литературы МОУ СОШ 11 села Белая Глина Краснодарского края Герасимова Алла Алексеевна
Цели урока: 1. Расширить сведения об односоставных предложениях. 1. Расширить сведения об односоставных предложениях. 2. Определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках, статьях. 2. Определять роль назывных предложений в художественной литературе, газетных и журнальных очерках, статьях. 3. Выработать умение пользоваться назывными предложениями. 3. Выработать умение пользоваться назывными предложениями.
Повторим орфографию! З или С? Выпишите слова с пропущенной С. З или С? Выпишите слова с пропущенной С. Бе… нравственность, без…иидейный, бе…полезный, в…дремнуть, и…начально, ни…послать, черезз…чур, ни…ложенный, пере…дать, чре…мерный, не…зздешний, и…пытать, в…кинуть, во…дать, Бе… нравственность, без…иидейный, бе…полезный, в…дремнуть, и…начально, ни…послать, черезз…чур, ни…ложенный, пере…дать, чре…мерный, не…зздешний, и…пытать, в…кинуть, во…дать, ра…дольче, и…подлобья, ра…венчать.
Ответьте на вопросы: Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных? Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных? Какие предложения называются определенно- личными? Неопределенно- личными? Безличными? Какие предложения называются определенно- личными? Неопределенно- личными? Безличными? Какие типы сказуемых встречаются в безличных предложениях? Какие типы сказуемых встречаются в безличных предложениях?
Назывные предложения Назывные предложения Сообщают о том, что какое– нибудь явление существует Признаки 1. Имеют один главный член предложения – подлежащее. 2. Утверждается наличие предмета интонацией. 3. Предложения могут быть распространенными и нераспространенными Имеют указательное значение
Присмотритесь к предложениям!! Присмотритесь к предложениям!! Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля. (Сурков) Осинник зябкий, да речушка узкая, да синий бор, да жёлтые поля. (Сурков) Весенний вечер. Синий час. Весенний вечер. Синий час. Снежная равнина, белая луна. Снежная равнина, белая луна. Мелколесье. Степь и дали. Мелколесье. Степь и дали. (С. Есенин) (С. Есенин)
Ответьте на вопросы: 1. Где же чаще всего употребляются назывные предложения? 2. Где стоит определяемое слово в назывных предложениях? 2. Где стоит определяемое слово в назывных предложениях?
Назывные предложения Назывные предложения- экспрессивное средство языка. Чаще всего находятся в начале текста. Часто составляют цепочки, каждое звено- предложение рисует отдельную деталь. Характеризуются специфической интонацией. Замедленный темп Пауза. Художественный стиль Публицистический стиль
Составьте назывные предложения к картине.
Составьте назывные распространенные предложения к картине
Найдите соответствие! 1.Светает. Определённо-личные 1.Светает. Определённо-личные 2.Рассвет. 2.Рассвет. 3. Береги время. Безличные. 3. Береги время. Безличные. 4. Увлекательная поездка. 4. Увлекательная поездка. 5. Выходим в горы. Неопределённо- личные 5. Выходим в горы. Неопределённо- личные 6. Мне холодно. 6. Мне холодно. 7. Приятная прохлада. Назывные 7. Приятная прохлада. Назывные 8. Начинало смеркаться. 8. Начинало смеркаться. 9. Выход в горы. Двусоставные. 9. Выход в горы. Двусоставные. 10. Лес хорош. 10. Лес хорош. 11. Нас угостили ужином. 11. Нас угостили ужином. 12. Уж не увидимся больше. 12. Уж не увидимся больше. 13. Светлые дали. 13. Светлые дали. 14. В центре построили новый дом. 14. В центре построили новый дом.
Проверим ответы! 1.Светает. Определённо- личные 1.Светает. Определённо- личные 2.Рассвет. 2.Рассвет. 3. Береги время. Безличные 3. Береги время. Безличные 4. Увлекательная поездка. 4. Увлекательная поездка. 5. Выходим в горы. Неопределённо- личные 5. Выходим в горы. Неопределённо- личные 6. Мне холодно. 6. Мне холодно. 7. Приятная прохлада. Назывные 7. Приятная прохлада. Назывные 8. Начинало смеркаться. 8. Начинало смеркаться. 9. Выход в горы. Двусоставные 9. Выход в горы. Двусоставные 10. Лес хорош. 10. Лес хорош. 11. Нас угостили ужином. 11. Нас угостили ужином. 12. Уж не увидимся больше. 12. Уж не увидимся больше. 13. Светлые дали. 13. Светлые дали. 14. В центре построили новый дом. 14. В центре построили новый дом.
Домашнее задание 1. Составить рассказ о своём дне, используя как можно больше односоставных назывных предложений. 1. Составить рассказ о своём дне, используя как можно больше односоставных назывных предложений. 2. Выполнить упражнение Выполнить упражнение Выучить П Выучить П. 24.