Композиция «Слова…»: принцип триад. Часть первая: поход Игорева войска МОУ Радужненская средняя общеобразовательная школа Коломенского муниципального района Московской области Автор презентации: Привезенцева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы
Вы прочитали дома первую часть «Слова о полку Игореве». Каковы ваши впечатления? Как вы поняли содержание первой части?
Принцип переплетения триад Внешняя триада Зачин Основная часть Концовка 1. Повествование о походе Игоря и его последствиях для Руси, прерываемое тремя авторскими отступлениями 2. Сон Святослава, его толкование боярами, «золотое слово Святослава», сливающееся с авторским обращением к князьям. 3. Плач-заклинание Ярославны, бегство Игоря, погоня Гзака и Кончака.
1. Как характеризует автор курян? Отметьте ключевые слова. 2. Игорь продолжил поход, несмотря на затмение. Как вы думаете, почему? 3. Как описывается путь Игоря к Дону? Как силы природы реагируют на поход Игорева войска? 4. Какими словами описание похода отделено от описания первой битвы? 5. Какой повтор использует автор?
1. Каким был исход первой битвы с половцами? 2. Почему ночь, проведенная в половецкой земле, полна тревогой и предчувствием беды? 3. Как сражаются русские воины во главе со славным Всеволодом? 4. Для чего автор «Слова…» прерывает описание разгара битвы с половцами воспоминаниями о «грозных Олеговых походах». 5. Почему князь Олег прозван в народе Гориславовичем? 6. В чем, по мнению автора «Слова…», причина поражения похода Игоря? 7. Каковы негативные последствия похода Игоря на половцев? 8. Как встретила Русь печальные известия о поражении Игоря?
Н.Рерих «Поход князя Игоря» Какое впечатление оставляет эта картина? Как автору удается передать трагизм ситуации? Какой момент похода Игоря изображен на этой картине?
В.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» Какое впечатление оставляет эта картина? Как автору удается передать трагизм ситуации? Какой момент похода Игоря изображен на этой картине?
Домашнее задание Прочитать вторую часть «Слова…» (до плача Ярославны). Отметить во второй части строки- рефрены. Подготовить выразительное чтение на древнерусском языке отрывка из первой части. Индивидуальное задание. Подготовить исторические справки о князьях, к которым обращается автор «Слова…».
Использованная литература О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 9 класс». Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М. «Экзамен» О.Г.Черных. Практикум по литературе. 9 класс. М. «ВАКО»