ПАРОВОЗ - локомотив с самостоятельной паросиловой установкой (паровой котел и паровая машина).
Первые паровозы созданы в Великобритании в 1803 году (Р. Тревитик) и в 1814 году (Дж.Стефенсон).
В 1825 году в Англии была открыта первая железная дорога общественного пользования, соединившая Стоктон и Дарлингтон.
Эта дорога послужила доказательством преимущества механической тяги над гужевой.
Для этой дороги многим паровозам предпочли «Ракету» Джорджа Стефенсона.
Обладая небольшими размерами и малой массой, этот паровоз не разрушал недостаточно прочных железных рельсов.
«Ракета» показала рекордную по тем временам скорость – 47 км/ч.
В России первый паровоз построен Е. А. и М. Е. Черепановыми (1833).
Санитарный поезд императрицы Александры Фёдоровны. Фотография. Начало XX в.
Черепановы Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович русские машиностроители, отец и сын.
Модель первого российского паровоза, построенного механиками отцом и сыном Черепановыми в 1833 г.
Ефим Черепанов с 1822 и до конца жизни работал главным механиком всех Нижне - тагильских заводов
Мирон Черепанов вначале учился у отца, а в 1819 был назначен его помощником; после смерти отца заменил его.
Наиболее интересна деятельность Черепановых по постройке паровых машин, которые они настойчиво внедряли в производство.
Всего начиная с 1820 года Черепановыми было построено около 20 паровых машин мощностью от 2 до 60 лошадиных сил.
В годах они создали первый в России паровоз,
а в 1835 второй (более мощный), в конструкции которых были осуществлены передовые тогда технические идеи.
Чугунная рельсовая дорога была проложена от Выйского завода до Медного рудника.
Однако, несмотря на успешную работу паровозов, нововведение Черепановых не было поддержано и паровозы заменили конной тягой.
В таком виде дорога работала ещё в начале 20 века.
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ МОУ СОШ 73 г. Ульяновска БАДАНИНА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА